Документ v4076400-86, поточна редакція — Редакція від 05.04.2013, підстава z0410-13

            ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР 
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ СССР

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.Бургасов
06.03.1986 N 4076-86
СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
просвещения СССР
В.Д.Шадриков
28.02.1986
{ Санитарные правила не применяются на территории Украины
в соответствии с Приказом Министерства охраны здоровья
N 144 ( z0410-13 ) от 20.02.2013 }
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
устройства, оборудования, содержания и режима
специальных общеобразовательных школ-интернатов
для детей, имеющих недостатки в физическом
и умственном развитии

I. Общие положения
Для детей школьного возраста, имеющих недостатки в физическом
или умственном развитии, в системе Министерства просвещения СССР и
союзных республик организуются специальные общеобразовательные
школы-интернаты. Указанные школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное
пребывание детей; допускается пребывание детей на продленном дне,
а для детей, не имеющих родителей - круглогодичное пребывание. В этих учреждениях, в зависимости от их типа и срока
обучения, дети получают образование за курс восьмилетней или
средней общеобразовательной школы. В специальных общеобразовательных школах-интернатах
воспитательная, общеобразовательная и профессиональная подготовка
проводятся в сочетании с лечебно-восстановительными и
оздоровительными мероприятиями, направленными на коррекцию
основного дефекта развития, а также восстановление или компенсацию
утраченных функций. Деятельность специальных общеобразовательных
школ-интернатов для детей, имеющих дефекты в физическом и
умственном развитии, определяются соответствующими положениями и
инструкциями Министерства просвещения СССР. Зачисление в эти школы-интернаты осуществляется на основании
заключения медико-педагогической комиссии, в состав которой
входят: детский психоневролог, оториноларинголог, офтальмолог,
психолог, ортопед, логопед, педагог-дефектолог, представители
народного образования и здравоохранения. В случае необходимости и при наличии надлежащих условий при
специальных общеобразовательных школах-интернатах разрешается
открывать дошкольные отделения и вспомогательные классы для детей
с различными сопутствующими дефектами умственного или физического
развития. В соответствии с действующими типовыми положениями,
утвержденными Министерством просвещения СССР (1978-79 гг.),
специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющие
недостатки в физическом или умственном развитии, подразделяются на
следующие типы;
1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей
с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. В их составе могут организовываться вспомогательные классы
для детей, у которых, помимо двигательных расстройств, наблюдаются
явления олигофрении в степени дебильности.
2. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей
с тяжелыми нарушениями речи, имеющие в своем составе одно или в
зависимости от контингента учащихся два отделения: - 1-ое отделение с одиннадцатилетним сроком обучения и
подготовительным классом для детей с общим недоразвитием речи; - 2-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с
тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. При школе-интернате могут быть организованы дошкольные
воспитательные группы (старшая и подготовительная с
одно-двухлетним сроком пребывания для детей с нарушением речи.
3. Школы-интернаты для детей с нарушениями зрения: а) специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых
детей; б) специальные общеобразовательные школы-интернаты для
слабовидящих детей. При них могут создаваться дошкольные группы (старшие и
подготовительные) с одно- двухгодичным сроком пребывания, а также
вспомогательные классы для слепых и слабовидящих детей, имеющих
отклонения в умственном развитии. В случае необходимости в
школах-интернатах для слабовидящих детей могут создаваться классы
для слепых, а в школах-интернатах для слепых - классы для
слабовидящих детей при условии раздельного их обучения.
4. Школы-интернаты для детей с нарушениями слуха: а) специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих
детей, с подготовительным классом, в которых при наличии
соответствующего контингента детей организуются классы для глухих
детей со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата,
классы для умственно-отсталых (в степени дебильности), а также
дошкольные группы для детей 4-6 -летнего возраста с одно-, двух-,
трехгодичным сроком пребывания; б) специальные общеобразовательные школы-интернаты для
слабослышащих и позднооглохших детей, имеющих два отделения: - 1-ое отделение с десятилетним сроком обучения для детей с
легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; - 2-ое отделение с двенадцатилетним сроком обучения для детей
с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха. При школах-интернатах для слабослышащих и позднооглохших
детей могут быть организованы классы для детей со сложными формами
нарушения опорно-двигательного аппарата, умственноотсталых (в
степени дебильности), а также дошкольные группы для детей 4-6 лет
с одно-, двух- и трехгодичным сроком пребывания.
5. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для
умственно отсталых детей (вспомогательные школы). Курс неполной
средней школы.
6. Специальные школы-интернаты для детей с задержкой
психического развития. Наличие основного дефекта развития оказывает существенное
влияние на функциональное состояние всего организма детей и
вызывает вторичные сопутствующие отклонения в их психическом,
соматическом и физическом развитии: - у детей с последствиями полиомиелита и церебральными
параличами, помимо двигательных расстройств, чаше всего
наблюдаются явления олигофрении в степени дебильности; - у глухих детей могут отмечаться сложные формы нарушения
опорно-двигательного аппарата, а также умственного развития; - у детей слабослышащих и позднооглохших - легкое или
глубокое недоразвитие речи, сложные формы нарушения
опорно-двигательного аппарата и умственного развития, а также
снижение функциональных возможностей зрения; - у слепых и слабовидящих детей - различные отклонения в
умственном развитии, ухудшение функции слуха и другие. Дефекты физического и умственного развития неблагоприятно
отражаются на общем состоянии здоровья, показателях физического
развития и общей физической подготовке детей. У таких детей, как
правило, отмечается общая соматическая ослабленность, снижение
обменных процессов и реактивности организма, нарушение
двигательной активности, а также быстрая утомляемость и пониженная
работоспособность во время учебных занятий и при других видах
деятельности, что затрудняет обучение и восстановление нарушенных
функций. Все это требует особого внимания к созданию в специальных
общеобразовательных школах-интернатах для детей, имеющих
недостатки в физическом или умственном развитии, оптимальных
условий среды с учетом специфики каждого типа учреждения. От
соблюдения гигиенических требований к устройству, оборудованию и
содержанию зданий специальных общеобразовательных школ-интернатов,
а также наполняемости классов и воспитательных групп, в
значительной степени зависит организация правильного воспитания,
обучения и лечения детей, успешное проведение восстановительных,
оздоровительных и профилактических мероприятий, возможность
дифференцированного подхода при их осуществлении. Общее количество учащихся в школах-интернатах: для детей с
тяжелыми нарушениями речи, глухих и слабослышащих - 304 учащихся;
для слепых и слабовидящих - 282 учащихся; для умственно отсталых
детей - 292 учащихся; для детей с последствиями полиомиелита и
церебральными параличами - 372 учащихся. В соответствии с Положениями о специальных школах-интернатах
и Постановлением Совета Министров СССР N 25 от 5 января 1984 г.
установлено следующее количество детей в классах и воспитательных
группах, в зависимости от профиля учреждения (табл. 1).
Таблица 1

Количество учащихся в классах и детей
в воспитательных группах в зависимости
от типа школы-интерната

------------------------------------------------------------------ | Тип школы- | Кол-во детей в классах и группах | | интерната |---------------------------------------------| | |класс |воспит. группа | вспомогательные | | | | |----------------------| | | | |класс |воспит. группа | |------------------+------+---------------+------+---------------| |1. Для детей с | 12 | 12 | 5-7 | 10-12 | |последствиями | | | | | |полиомнелита и | | | | | |церебральными | | | | | |параличами | | | | | |------------------+------+---------------+------+---------------| |2. Для детей с | 12 | 10 | | | |тяжелыми | | 20 | | | |нарушениями речи | | (VI-XI) | | | |------------------+------+---------------+------+---------------| |3. Для слепых и | 12 | 12 | 5-7 | 10-12 | |слабовидящих детей| | | | | |------------------+------+---------------+------+---------------| |4. Для глухих и | 12 | 12 | 5-7 | 10-12 | |слабослышащих и | | 24-25 | | | |позднооглохших | | (VI-VII) | | | |детей | | | | | |------------------+------+---------------+------+---------------| |5. Для умственно | 16 | 16 | | | |отсталых детей | | 20 | | | | | | (VI-VIII | | | | | | и IX кл) | | | |------------------+------+---------------+------+---------------| |6. Для детей с | 20 | - | | | |задержкой | | | | | |психического | | | | | |развития | | | | | ------------------------------------------------------------------
II. Требования к размещению и участку
Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей,
имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, должны
размещаться в наиболее благоприятных природных и гигиенических
условиях: на обособленных участках, в озелененных районах,
желательно в пригородной зоне или вблизи парков и внутри
квартальных зеленых массивов; вдали от промышленных и коммунальных
предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением
транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и
почвы. Участок рекомендуется располагать удобно по отношению к
источникам водоснабжения, электроснабжения, инженерным
коммуникациям; он должен иметь удобные подъездные пути и подходы
от остановок общественного транспорта. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с
нарушениями слуха должны располагаться в наиболее тихих районах
населенного пункта, удаленных от транспортных магистралей и
проездов, радиостанций, радиорелейных установок пунктов, чтобы
исключить возможность нарушения работы аудиометрической
аппаратуры. При создании специальных дошкольных учреждений для детей,
имеющих недостатки в физическом и умственном развитии,
рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский
сад - школа) на одном участке. Это способствует большей
преемственности в воспитании и обучении детей с нарушениями
развития. Каждое из этих учреждений должно размещаться в отдельном
здании или блоке при строгом соблюдении принципа изоляции детей
разного возраста как в зданиях, так и на участке. При определении общей площади участка, набора площадок и их
оборудования необходимо учитывать для каждого типа школы-интерната
специфику использования участка как в
оздоровительновосстановительных целях, так и для
учебно-профессиональной подготовки. Участки специальных
общеобразовательных школ-интернатов требуют более развитого
состава игровых площадок, большей площади учебно-опытной зоны, в
отдельных случаях расширенного набора площадок для трудового
обучения и профессиональной подготовки, специального оборудования
и оснащения их. Это прежде всего относится к школам-интернатам для
слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей, а также для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Площадь земельного участка не должна быть менее 2,2-2,5 га (в
зависимости от профиля учреждения). Плотность застройки участка не должна быть более 20%. Примерный состав и площади элементов участка для специальных
общеобразовательных школ-интернатов разного профиля с учетом
специфики их использования приводится в приложении 1. В зависимости от местных условий и вместимости учреждений
допускается увеличение количества площадок. На земельных участках специальных общеобразовательных
школ-интернатов должны предусматриваться площадки для встречи
родителей с детьми. При наличии в составе школы интерната дошкольных групп набор
площадок для детей дошкольного возраста и их оборудование должны
соответствовать требованиям Инструкции по проектированию
дошкольные учреждений для детей с недостатками физического и
умственного развития. (СН 540-81). При зонировании участка следует учитывать удобство связи
отдельных групп помещений с соответствующими зонами н площадками
на участке. Учебно-опытная зола располагается на расстоянии от здания
школы-интерната не менее одной его высоты. Допускается ее
разделение аллеями и дорожками. Игровые площадки для активного и тихого отдыха желательно
располагать в непосредственной близости от выходов из учебно-жилых
и групповых ячеек здания, что особенно важно для детей дошкольного
возраста. Для дошкольников и школьников с нарушениями зрения,
опорно-двигательного аппарата и умственно отсталых детей
непосредственная удобная связь учебно-жилых помещении с площадками
на участке является обязательной. Площадки для тихого отдыха рекомендуется размещать вдали от
спортивной зоны и площадок для подвижных игр, разделяя их
посадками кустарников и деревьев. Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон
участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения
столовой и иметь самостоятельный выезд на улицу. Хозяйственные
постройки на хозяйственном дворе (хозяйственный корпус, сарай,
овощехранилище) рекомендуется строить по типовым проектам. Во избежание травматизма подходы к зданию, пути движения
воспитанников на участке к площадкам для отдыха, спортивным и
учебным не должны пересекаться с проездами для транспорта. Все
подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории
хозяйственного двора должны быть асфальтированы или иметь другое
твердое покрытие. Озеленение участка должно составлять не менее 50% его
территории. Категорически запрещается посадка деревьев и кустов с
ядовитыми плодами и ягодами, а также колючих кустарников. Планировка и оборудование участка и отдельных площадок должны
учитывать особенности деятельности и физических возможностей детей
с нарушениями развития. Особые требования предъявляются к участкам
общеобразовательных школ-интернатов для слепых, слабовидящих, а
также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: а) на территории участка школ интернатов для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и
тротуаров предусматривается не более 5 град., а ширина их, не
менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь
площадки для отдыха: б) на участках для слепых и слабовидящих детей ширина
прогулочных дорожек, для безопасности передвижения детей, должна
быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней:
перила на высоте 90 см и планка - на высоте 15 см. Ограждения
предусматриваются для всех предметов, которые могут быть
препятствием при ходьбе детей: деревья, кустарники, столбы и др. Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов
и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую
структуру покрытий (к асфальту добавляется гравий). Шероховатая
поверхность покрытий служит сигналом для замедления ходьбы.
Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в
зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над
боковыми сторонами на 5-15 см). Для выработки ориентации у слепых
детей целесообразна посадка деревьев с разным запахом (хвойные,
фруктовые и др.). Для слабовидящих детей в качестве ориентира
могут высаживаться яркие цветы. Для физических упражнений и игровой деятельности слепых и
слабовидящих детей с целью облегчения овладения пространством,
развития свободы и ловкости движений, особенно для проведения
восстановительных мероприятий и развития компенсаторных реакций у
слепых детей, необходимо устраивать специальные площадки, с
ограждением ровной утрамбованной или покрытой травой поверхностью.
В качестве ограждения таких площадок рекомендуется устраивать
канавки шириной 15-20 см или, при травяном покрытии, снимать дерн
полосой 1-1,5 м, а при утрамбованном - обкладывать дерном или
засеивать травой. Заборы, стены, столбы и другие препятствия должны отстоять от
границы игровых площадок на расстоянии не менее 2,5-3,0 м.
Защитная полоса вокруг площадки может быть наклонной (под углом
10-12 град., шириной не менее 3,0-3,5 м), длина игровой площадки
10-20 м. Участок специальных школ-интернатов любого профиля должен
иметь ограждение высотой не менее 2,0 м. В вечернее время на территории участка должно быть обеспечено
искусственное освещение, исходя из нормы в 20 лк на земле при
лампах накаливания и 40 лк при люминесцентных лампах.
III. Основные требования к зданию
специальных общеобразовательных школ-интернатов Строительство новых и реконструкция действующих (старых)
специальных школ-интернатов разного типа должны осуществляться по
типовым проектам и проектам реконструкции, разработанным в
соответствии с заданиями на проектирование, утвержденными
Государственным комитетом по гражданскому строительству и
архитектуре (Госгражданстроем) при Госстрое СССР, а также в
соответствии с требованиями СНиП II-65-73 "Общеобразовательные
школы и школы-интернаты. Нормы проектирования". По вместимости специальные общеобразовательные
школы-интернаты могут быть одно- и двух-комплектными. Допускается строительство специальных школ-интернатов,
кооперированных с детским садом (комплексы), по специальным
заданиям на проектирование, утвержденным в установленном порядке и
согласованным с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. При строительстве или организации дошкольных групп в составе
специальных школ-интернатов наборы площади, а также оборудование
участков и помещений должны соответствовать "Инструкции по
проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями
умственного и физического развития" СН 540-81. При размещении специальной общеобразовательной
школы-интерната на участке и выборе композиционного решения здания
необходимо соблюдать требования к ориентации окон учебных,
спальных и других помещений по сторонам горизонта, установленные
действующими нормами проектирования общеобразовательных школ,
школ-интернатов и дошкольных учреждений, а также дополнительные
требования, указанные в табл. 2.
Таблица 2
---------------------------------------------------------------------- | Помещения |Севернее 45 град. с.ш. | Южнее 45 град. с.ш. | | |-----------------------+-----------------------| | |оптимальная|допустимая |оптимальная|допустимая | |--------------------+-----------+-----------+-----------+-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |--------------------+-----------+-----------+-----------+-----------| |1. Классная комната | Ю, В, | не более | Ю. Ю-В | любая, | | | ЮВ |25% на Ю-З | | кроме З и | | | | и З | | Ю-З | |--------------------+-----------+-----------+-----------+-----------| |2. Кабинет черчения | С | любая | С | любая | |--------------------+-----------+-----------+-----------+-----------| |3. Лаборатория | Ю | Ю-В,З | Ю |В, Ю-В, Ю-З| |биологии | | | | | |--------------------+-----------------------------------------------| |4. Спальня | любая, кроме северной части горизонта от | | | 315 град. до 45 град. с.ш. | |--------------------+-----------------------------------------------| |5. Логопедический | Ю, Ю-В, В | любая, | Ю, Ю-В | любая, | |кабинет | | кроме З, | | кроме З, | | | | Ю-З | | Ю-З | |--------------------+-----------+-----------+-----------+-----------| |6. Плеопто- | С |В, С-В, С, | С | В, С-З | |ортоптическая | | С-З | | | |комната, кабинеты | | З | | | |врача окулиста, | | | | | |педиатра, психиатра | | | | | |--------------------+-----------+-----------+-----------+-----------| |7. Комната с ванной | Ю | без | Ю | без | |для массажа, | |ограничений| |ограничений| |лечебные комнаты | | | | | |для электро- | | | | | |и теплолечения, | | | | | |комнаты массажа, | | | | | |физиотерапевтический| | | | | |кабинет | | | | | |--------------------+-----------+-----------+-----------+-----------| |8. Медицинская | В | то же | Ю | то же | |процедурная комната | | | | | ----------------------------------------------------------------------
Примечание. В школах-интернатах для слепых, слабовидящих, а
также глухих и слабослышащих детей классные комнаты и другие
учебные кабинеты и лаборатории должны иметь только оптимальную
ориентацию, учитывая большую нагрузку на зрительный анализатор.
Специфика организации учебно-воспитательного процесса, а
также проведение в условиях учебного учреждения комплекса
лечебно-восстановительных мероприятий определяют более сложный
состав и большие нормы площади основных помещений, а также особые
требования к взаимному их расположению. Состав и площади помещений специальных общеобразовательных
школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и
умственном развитии, принимается согласно приложениям 2 и 3. Конструктивные и объемно-планировочные решения зданий должны
учитывать климатические условия районов строительства и
функциональное назначение учреждений. Специальные общеобразовательные школы-интернаты могут
размещаться в одном здании блочного типа, в нескольких корпусах,
соединенных темплыми переходами (в I, II, III климатических
районах) или в отдельных корпусах (в IV климатическом районе). Этажность зданий должна учитывать контингент воспитанников
школ-интернатов (дефекты физического развития, затрудняющие
передвижение, нарушение координации движений, ослабление или
отсутствие зрения и др.) и обеспечивать возможность удобной,
простой и короткой связи не только внутри здания и в пределах
учебно-жилой ячейки, но и с участком. Поэтому, как правило, здания
не должны быть выше двух этажей. Это правило обязательно соблюдается при строительстве
школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, слепых и слабовидящих, а также умственно отсталых. Для глухих и слабослышащих, а также детей с тяжелыми
нарушениями речи допускается строительство трехэтажных здании при
наличии сложных грунтовых условий и сложного рельефа, а также при
реконструкции зданий в затесненной, сложившейся городской
застройке. В этих случаях необходимо соответствующее обоснование и
согласование с местными органами государственного санитарного
надзора. В условиях сложного рельефа рекомендуется устройство
непосредственного выхода из первого и второго этажей на уровень
планировочной отметки земли. При организации в специальной общеобразовательной
школе-интернате групп дошкольного возраста, групповые ячейки
должны размещаться в изолированных зданиях или блоках высотою не
более двух этажей. Высота всех помещений (от пола до пола вышележащего этажа) за
исключением зальных, должна быть не ниже 3,3 м, а спортивного зала
не менее 6,0 м. Высота актового зала должна обеспечивать
возможность нормальной видимости при демонстрации кинофильмов и
быть не менее 4,5 м, высота обеденного зала - 3,6-4,2 м. Планировочное решение здания, независимо от профиля
школы-интерната, должно обеспечивать четкое деление здания на две
основные функциональные группы помещений (учебно-жилую и
общешкольную). При этом следует предусматривать удобные и короткие
связи между учебно-жилой и общешкольной группой помещений с
соблюдением автономности их размещения и эксплуатации, а также
возможность проведения общешкольных мероприятий и организации
карантина. Учебно-жилые и общешкольные помещения, в зависимости от их
назначения, следует располагать в самостоятельных блоках.
Учебно-жилые блоки не допускаются проходные, они должны быть
изолированы от помещений, являющихся источниками шума, пыли,
запаха, и иметь удобные связи с общешкольными помещениями и
участком. Помещения, режим использования которых сопровождается шумом и
может причинять беспокойство проживающим детям и мешать или
нарушать работу педагогического, медицинскою или административного
аппарата (бойлерные с насосными установками, производственные
помещения, мастерские, охлаждаемые камеры с насосным отделением,
вентиляционные камеры, компрессорные, учебно-производственные
мастерские и др.), нельзя размещать смежно, а также над и под
спальными комнатами, учебными, лечебно-диагностическими
помещениями. К группе учебно-жилых относятся помещении для учебных занятий
(классы), отдыха (рекреация, гостинные), сна (спальни), санитарные
узлы, комната для чистки одежды и обуви, комната дежурного
воспитателя, подсобные и другие помещения, в зависимости от
профиля учреждения и возраста детей. Учебные и жилые помещения в специальных школах-интернатах
рекомендуется группировать по типу учебно-жилых ячеек,
дифференцированных по возрастному принципу, в зависимости от
комплектации классов и воспитательских групп: для
учашихся воспитанников подготовительных классов, для I-III или
I-IV; IV- VIII и V-VIII;IX-X, IX-XI или IX-XII классов. Допускается объединять в учебно-жилые ячейки помещения
(учебные, рекреации, спальни, санитарные узлы и др.) для одной
подготовительной группы, двух классных групп I-III или I-IV
классов, двух-трех групп IV-VIII классов или двух-четырех для
V-VIII и IX-XII классов. Учебно-жилые ячейки для воспитанников разных возрастных групп
должны быть не проходными, изолированными друг от друга и от
общешкольных помещений. Планировка учебно-жилых ячеек должна предусматривать удобные
и короткие связи между классами, рекреационными н спальными
помещениями, чтобы максимально сократить затраты времени на
переходы, сохранить силы детей и время для их отдыха, облегчить
наблюдение воспитателей за детьми, создать подобие домашней
обстановки. Все это особенно важно для детей, имеющих дефекты
зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Помещения учебно-жилых ячеек начальных классов следует
размешать в отдельном блоке в пределах одного этажа, что особенно
важно для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного
аппарата и интеллекта. Учебно-жилые помещения для воспитанников среднего и старшего
возраста должны иметь более четкое отделение учебных секций от
спальных помещений (в пределах одного или двух этажей); спальные
помещения для мальчики и девочек размещаются в разных блоках или
на разных этажах (примерный состав и площади учебно-жилых
помещений для воспитанников I-IV; V-VIII и IХ-XII классов
приведены в приложении 2 и 3). Группа общешкольных помещений должна включать: учебные
кабинеты и лаборатории, которые рекомендуется группировать в
специальные учебные секции и размещать в отдельном блоке, но в
удобной связи со спальными помещениями для воспитанников среднего
и старшего возраста; помещения для трудовой и профессиональной
подготовки; спортивный зал; актовый зал; пищеблок-столовую;
библиотеку-читальный зал; кружковые комнаты; медицинские
помещения; административно-хозяйственные помещения. Учебные помещения. Площади и конфигурация учебных помещений
(классов, кабинетов и лабораторий) должны обеспечивать правильную
расстановку мебели и оборудования, благоприятные условия для
зрительной работы учащихся (нормируемые уровни естественного
освещения и угол рассматривания), условия для правильной
организации педагогического процесса - в зависимости от профиля
учреждения. Площадь учебных помещений в специальных общеобразовательных
школах-интернатах разного профиля должна приниматься из расчета на
одного учащегося от 2,0 до 3,5 кв.м: - для умственно отсталых детей и детей с задержкой
психического развития - 2,2 кв.м.; - для детей с последствиями полиомиелита и с церебральными
параличами 3,5 кв.м.; - для всех остальных детей - 3,0 кв.м. Во всех специальных общеобразовательных школах-интернатах
необходимо предусматривать комнаты для индивидуальных занятий
учащихся из расчета не менее 4,0 кв.м. на одного воспитанника,
размещаемые в группе учебно-жилых помещений. В зависимости от профиля в специальных школах-интернатах
должны предусматриваться следующие дополнительные кабинеты: - для глухих, слабослышащих и с тяжелыми нарушениями речи -
слуховой кабинет для фронтальных работ и кабинеты для
индивидуальной работы учителя с учеником по развитию слуха и
обучению произношения; кабинет для музыкально-ритмических занятий
с зеркальной стеной и хореографическими станками; - для умственно отсталых детей - логопедические кабинеты; - для слепых и слабовидящих детей - логопедический и
лингафонный кабинет, кабинеты машинописи, электротехники, лепки и
рельефного рисунка, комнаты для индивидуальных занятий музыкой. Входные двери в классы, кабинеты, лаборатория и аудитории
следует делать однопольными и располагать со стороны стола
учителя, что особенно важно для учащихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта. Все учебные и жилые помещения должны иметь сквозное
проветривание. Рекреации-гостинные в учебно-жилых ячейках и в учебных
секциях следует предусматривать зального типа из расчета не менее
1,0 кв.м на одного учащегося. Спальные помещения. Спальные помещения располагаются в
учебно-жилых ячейках для учащихся начальных классов или
группируются в самостоятельные спальные секции по возрастному
принципу. Спальные помещения должны быть раздельными для мальчиков
и девочек, независимо от возраста. Для всех типов специальных школ-интернатов спальни
рассчитываются на 4 человека независимо от возраста детей. Площадь спален принимается из расчета 4,5 кв.м на одного
воспитанника в школах-интернатах для детей с последствиями
полиомиелита и церебральными параличами и 4,0 кв.м - для детей
всех остальных типов специальных школ-интернатов. При спальных помещениях, предусматриваются умывальные,
уборные, комнаты личной гигиены девочек, душевые, комнаты для
чистки одежды и обуви. Для организации сна на воздухе целесообразно предусматривать
веранды, расчитанные на 50% воспитанников, площадью из расчета
3,0 кв.м на одно место. Веранды могут использоваться также для
прогулок во время перемен, поэтому они должны располагаться вблизи
рекреаций и классов. Помещения для трудового обучения. Для детей с недостатками
физического и умственного развития трудовое обучение имеет не
только учебное и оздоровительное, но и психологическое значение -
оно подготавливает их к самостоятельной жизни, к общественно
полезному труду. Трудовое обучения и профессиональная подготовка проводится на
базе мастерских и участке школы-интерната, а при наличии
соответственных возможностей и на базе промышленных предприятий и
сельскохозяйственных ферм. В специальных школах-интернатах для трудового обучения
воспитанников начальных классов (I-III и I-IV) предназначается
мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда
учащихся младших классов, которая размещается в блоке или вблизи
блока учебно-жилых помещений; для воспитанников V-VIII и IX-XII
классов предусматриваются мастерские, набор которых зависит от
профиля школы-интерната. Помимо мастерских по обработке дерева и
металла, рекомендуется предусматривать картонажные, швейные,
переплетные, трикотажные, штамповочные и др., а также кабинеты
профессиональной ориентации. Назначение мастерских может быть
изменено в зависимости от профиля учреждения, от местных условий и
наличия соответствующей производственной и сельскохозяйственной
базы. При устройстве и оборудовании мастерских или при организации
трудового обучения и профессиональной подготовки на других базах
следует руководствоваться: СПиП П-65-73 "Общеобразовательные школы
и школы-интернаты"; Санитарно-гигиенические требования к
организации трудового обучения учащихся 1-7 классов (утв.
Минздравом СССР 22 февраля 1985 г. N 3216-85;
Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий
обучения школьников в межшкольных учебно-производственных
комбинатах и в цехах базовых предприятий (утв. Минздравом СССР
22 февраля 1985 г. N 3215-85); "Правилами по технике безопасности
и производственной санитарии для школьных и
учебно-производственных мастерских, а также для учебных
комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых
проводится трудовая подготовка учащихся", утвержденными
Министерством просвещении СССР 23 июня 1971 г. Учебные мастерские
должны размешаться в отдельном блоке, иметь удобную связь с
учебными помещениями и с участком: - мастерские со станочным оборудованием располагаются только
на первом этаже, причем из мастерской по обработке древесины
необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно
наружу; - инструментальная размещается смежно с мастерскими по
обработке дерева и металла; - при расстановке оборудования следует учитывать, что
примерное расстояние между рядами (проходы вдоль мастерской)
должно быть не менее 130 см (для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата рекомендуется до 170 см), между
станками - не менее 80 см; между станками и верстаками - 90 см; от
верстаков и станков до стены не менее 50 см; в столярной
мастерской между верстаками - не менее 80 см. В каждой мастерской необходимо устанавливать умывальники с
подводкой горячей и холодной воды. Мастерские оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией и
современными местными пылеуловителями и вытяжными
приспособлениями. Спортивный зал. Все специальные школы-интернаты для организации различных
форм физического воспитания, независимо от вместимости, должны
иметь спортивный зал площадью не менее 162 кв.м (9х18) и кабинеты
или залы для лечебной физкультуры при медицинском блоке; в
школах-интернатах для детей с нарушениями зрения (на 282 места),
учитывая особенности педагогического процесса, предусматривается
гимнастический зал площадью 282 кв.м (12х24) для занятий по
физкультуре, ритмике, для развития двигательной и слуховой
ориентации у детей (приложение 2-3). Спортивный зал размещается на первом этаже здания и
предусматривает непосредственную (или через коридор) удобную связь
со спортивной зоной на участке. Раздевальные и душевые при зале, раздельные для мальчиков и
девочек, должны иметь непосредственную (или через коридор) связь с
залом и оборудоваться шкафчиками с раздвижными дверцами, или
вешалками для одежды и защитными щитами-экранами у входных дверей
высотой 1,75 м. При раздевальной должен быть санитарный узел. При спортзале предусматривается снарядная, в случае
необходимости, двух-световая для хранения спортивного подвесного
оборудования. Пол снарядной должен быть на одном уровне с полом
зала без порога. В специальных общеобразовательных школах-интернатах для
слепых и слабовидящих детей планировка и оборудование
гимнастического зала должны учитывать особенности ориентации детей
с нарушением зрения, необходимость обучения их правильным навыкам
ходьбы, в связи с чем следует предусматривать: - разделение зала на две зоны: меньшую - "снарядную" или
гимнастическую для занятий на снарядах и большую - основную для
игровой деятельности; во избежание дезориентировки детей снаряды
фиксируются стационарно; пол в меньшей части зала должен быть на
6-7 см выше (приподнятый), чем пол основной зоны. Пол основной
части зала должен иметь однородную структуру покрытия; - устройство вибрирующей полосы настила части пола по
периметру вдоль стен зала и для разделения зала между двумя
зонами; вибрирующая полоса между зонами зала должна иметь наклон в
сторону большей части зала на 10-12 град.; для разделения зала
используется спускающаяся сверху капроновая сеть, отягощенная
грузилами (мешочки с песком); - общепринятое в массовых школах оборудование (гимнастические
стенки, конь, кольца, канаты, шесты, бревно и маты и др.), а также
дополнительное - тренажеры разного типа, мишени для метания в них
теннисных и хоккейных мячей и др. В школах-интернатах для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата, следует иметь крытый плавательный
бассейн с поднимающимся дном, что обеспечит занятия детей любого
возраста, с разными поражениями двигательной сферы. Рекомендуется предусматривать плавательные бассейны в
учреждениях для детей с нарушением слуха, зрения, речи. Состав и площади помещений бассейна следует принимать в
соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
------------------------------------------------------------------ | Наименование помещений | Площадь (кв.м) | |--------------------------------------------+-------------------| |Зал с ванной | 120 | |--------------------------------------------+-------------------| |Раздевальные (для мальчиков и девочек) | 20х2 | |--------------------------------------------+-------------------| |Душевые при раздевальнях | 5х2 | |--------------------------------------------+-------------------| |Уборные при раздевальнях | 4х2 | |--------------------------------------------+-------------------| |Ножные ванны | (1,0х0,85)х2 | |--------------------------------------------+-------------------| |Помещение узла управления бассейном | 8 | |--------------------------------------------+-------------------| |Инвентарная | 8 | |--------------------------------------------+-------------------| |Комната инструкторов | 10 | |--------------------------------------------+-------------------| |Комната медсестры | 6 | |--------------------------------------------+-------------------| |Хлораторная | 8 | ------------------------------------------------------------------
Ванна бассейна имеет длину 12,5 м при ширине 6 м. Глубина
ванны при занятиях детей 7-10 лет должна быть от 0,6 до 0,85 м,
для детей 10-14 лет - от 0,8 до 1,05 м. Глубина ножной ванны,
располагающейся по направлению движения из душевой в зал бассейна,
0,1 м. По периметру ванны предусматриваются обходные дорожки. В плавательном бассейне для детей с нарушениями зрения
(слепых и слабовидящих) необходимо предусмотреть дополнительные
меры предосторожности: края ванны бассейна должны быть обтянуты
резиной, мелкая часть ванны отделяется ограничительной доской из
пенопласта (поперек ванны) и сеткой с грузилами; для спуска в
ванну предусматриваются две дополнительные лестницы с перилами;
вокруг ванны и вдоль стен должны быть перила на высоте 30 и 50 см
от пола. Расчетная температура воды в ванне бассейна должна быть
29 град.С, воздуха в зале - 30 град.С, в раздевальных и душевых -
25 град.С, поверхности обходных дорожек - 30 град.С. Устройство бассейна должно соответствовать и главе
СНиП П-76-78 "Спортивные сооружения". Актовый зал должен обеспечивать возможность одновременного
размещения 75-100% общего числа воспитанников, при норме площади
не менее 0,6 кв.м на одно место. В специальных школах-интернатах
для слепых и слабовидящих детей следует рассчитывать площадь зала
на 80-100 воспитанников, по 0,65 кв.м на одно место, для умственно
отсталых детей - эта норма увеличивается до 0,8 кв.м. Актовый зал рекомендуется оборудовать экраном с механизмом
предэкранного занавеса и механизмом зашторивания оконных проемов
для затемнения помещения при показе фильмов в дневное и вечернее
время. При актовом зале предусматривается киноаппаратная и
эстрада. Глубина эстрады принимается не менее 3 м, пол эстрады
должен быть приподнят над полом зала на 0,9 м. Столовые. Помещения столовой выделяются в специальный блок на
1 этаже, имеют отдельный выход на хозяйственный двор и в случае
размещения школы в нескольких зданиях - крытые переходы в учебные
и жилые помещения. Состав и площади помещений столовой принимают в соответствии
с требованием СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и
школы-интернаты" из расчета работы на сырье. При этом учитываются
следующие дополнительные требования: - площадь обеденного зала принимается из расчета 1,3 кв.м на
одно место при условии питания всех воспитанников в две смены (в
школах-интернатах для детей с нарушением зрения - в одну смену); - умывальники размещают в непроходных помещениях при
обеденном зале или в ведущих в зал расширенных проходах и
коридорах (до 3,6-4,0 м) из расчета 1 умывальник на 20 посадочных
мест; для слепых и слабовидящих детей - 1 умывальник на
10 посадочных мест; для умственно отсталых - 1 умывальник на
15 посадочных мест. Медицинские помещения. Медицинский пункт размещают на первом
этаже в изолированном блоке. Врачебные и процедурные комнаты и
кабинеты должны иметь удобную связь с учебно-жилыми и
общешкольными помещениями. Изолятор отделяется от остальных
помещений медицинского пункта шлюзом с умывальником, имеет
самостоятельный выход на участок. В зданиях специальных общеобразовательных школ-интернатов
медицинский пункт предназначается не только для организации
оздоровительно-профилактических мероприятий, но и осуществление
лечебной и коррекционно-восстановительной работы, что требует
расширенного состава помещений (в соответствии с профилем
учреждения). Кроме того, учитывая разнообразие заболевании,
сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо
предусматривать ряд дополнительных в сравнении со школами-
интернатами общего типа медицинских помещений и специальное
оборудование: а) во всех типах специальных общеобразовательных
школах-интернатах: - физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех
детей и водолечением для детей с нарушением зрения и
опорно-двигательного аппарата; - кабинеты или залы лечебной физкультуры, оборудованные
гимнастическими и хореографическими стенками, для детей с
нарушениями зрения рекомендуется иметь зеркала для наблюдения за
выполнением упражнений и развития зрительного анализатора; - логопедический кабинет; б) в школах-интернатах для детей с поражениями
опорно-двигательного аппарата: кабинеты врача ЛФК, невропатолога,
ортопеда, протезирования, гипсовая комната, мастерская по ремонту
протезов и обуви, кабинеты трудотерапии, парафинолечения,
озокирито- и гидротерапии; в) школах-интернатах для умственно отсталых детей кабинет
психиатра; г) в школах-интернатах для детей с нарушениями слуха, с
расстройствами речи - кабинеты: отоларинголога с аудио-метрической
кабиной, кабинет для индивидуальной работы по развитию слуха и
формирования произношения; д) в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения -
офтальмологический кабинет, кабинет оптических средств коррекции
развития й охраны остаточного зрения. В озокеритной, кабинетах протезирования и гидротерапии полы
должны быть из метлахской плитки.


Якщо Ви побачили помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl-Enter. Будемо вдячні!

вгору