Документ n0003400-90, поточна редакція — Прийняття від 29.06.1990

           ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ СССР 
УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
санитарный врач СССР
А.И.Кондрусев
29.06.1990

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
устройства, оборудования и эксплуатации больниц,
родильных домов и других лечебных стационаров
СанПиН 5179-90
СанПиН вводятся впервые. Срок действия на всей территории с
01.01.91 г.
Нарушение санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет за собой
дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в
соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Государственный санитарный надзор за соблюдением
санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и
норм государственными органами, а также всеми предприятиями,
организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами
возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической
службы Министерства здравоохранения СССР и министерств
здравоохранения союзных республик (Основы законодательства Союза
ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденные Верховным
Советом СССР от 19 декабря 1969 г., статья 19).
В целях охраны здоровья населения СССР, обеспечения
оптимальных условий пребывания больных в стационарах и нормальных
условий труда медицинских работников разработаны Санитарные
правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных
домов и других стационаров.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Санитарные правила предназначены для органов и
учреждений здравоохранения и других ведомств, предприятий,
организаций, имеющих в своем ведении больницы, родильные дома и
другие лечебные стационары, медицинские кооперативы, а также для
проектных, строительных и других организаций, занимающихся
вопросами выбора земельных участков, проектирования,
строительства, реконструкции и эксплуатации указанных лечебных
учреждений.
1.2. Настоящие правила распространяются на все вновь
строящиеся, реконструируемые, а также действующие больницы,
родильные дома и другие лечебные стационары, независимо от
ведомственной и другой принадлежности, в т.ч. медицинские
кооперативы*.
-------------- * В исключительных случаях при соответствующем обосновании и
по согласованию с территориальными органами государственного
санитарного надзора для действующих учреждений допускается
временное отступление от требований настоящих Правил. При этом
должен быть представлен план мероприятий (технических,
технологических и др.), обеспечивающих возможное достижение норм и
требований правил, соблюдение санэпидрежима.
1.3. Выбор земельного участка для размещения зданий больниц,
родильных домов и других стационаров, проекты привязки типовых
проектов, индивидуальных и повторного применения, а также проекты
реконструкции и переоборудования (перепланировки) зданий и
помещений указанных лечебных и родовспомогательных учреждений
подлежат обязательному согласованию с органами и учреждениями
санэпидслужбы.
1.4. Открытие вновь построенных, реконструированных,
подвергавшихся ремонту, перепланировке или переоборудованию
лечебных и родовспомогательных стационаров или отдельных
подразделений и помещений, входящих в их состав, медицинских
кооперативов допускается после получения заключения
санитарно-эпидемиологической службы, разрешающего эксплуатацию
указанных зданий и помещений.
1.5. Ответственность за выполнение настоящих Правил
возлагается на руководителей органов здравоохранения,
непосредственно на руководителей (главных врачей) лечебных и
родовспомогательных учреждений (стационаров), медицинских
кооперативов, а также на руководителей предприятий, организаций,
ведомств, в ведении которых находятся эти учреждения.
1.6. При проектировании, строительстве или реконструкции
больниц, родильных домов и других лечебных стационаров, кроме
настоящих Правил, необходимо руководствоваться требованиями
действующих СНиПов и других нормативных документов, утвержденных
или согласованных с Минздравом СССР.
1.7. Контроль за выполнением настоящих Правил в больницах,
роддомах и других лечебных стационарах, принадлежащих ведомствам,
осуществляется в соответствии с настоящими Санитарными правилами.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ
2.1. Лечебные учреждения должны располагаться в селитебной,
зеленой или пригородной зонах в соответствии с утвержденным
генпланом и проектами детальной планировки населенного пункта с
учетом его функционального зонирования. Специализированные больницы или комплексы мощностью свыше
1000 коек, для пребывания больных в течение длительного времени, а
также стационары с особым режимом указанной мощности
(психиатрические, туберкулезные и др.) необходимо располагать в
пригородной зоне или окраинных районах, по возможности в зеленых
массивах, с соблюдением разрывов от селитебной территории не менее
1000 м*.
-------------- * Для существующих туберкулезных и инфекционных стационаров в
условиях сложившейся застройки разрыв между палатными корпусами и
жилыми домами должен приниматься в соответствии с п. 2.3 настоящих
Правил. При этом основное внимание должно быть обращено на
соблюдение внутреннего режима, предъявляемого к подобным
стационарам.
2.2. При выборе участка следует учитывать окружающую
санитарную ситуацию и господствующее направление ветров. Запрещается размещение больничных учреждений на участках,
использовавшихся ранее под свалки, поля ассенизации,
скотомогильники, кладбища и т.п., а также имеющие загрязнение
почвы органического, химического и другого характера. Участки больничных учреждений и родильных домов должны быть
удалены от железных дорог, аэропортов, скоростных автомагистралей
и других мощных источников воздействия физических факторов на
основании расчетов, выполненных в соответствии с действующими
нормативными документами с учетом обеспечения уровней шума в
пределах санитарных норм, установленных для помещений жилых и
общественных зданий.
2.3. При размещении больничных и родовспомогательных
учреждений в селитебной зоне населенного пункта лечебные и
палатные корпуса необходимо размещать не ближе 30 м от красной
линии застройки и 30-50 метров от жилых зданий в зависимости от
этажности зданий лечебно-профилактических учреждений.
2.4. Размеры земельных участков больниц, родильных домов и
других лечебных стационаров, а также требования к размещению этих
участков следует принимать в соответствии с главой СНиП по
планировке и застройке городов, поселков и населенных мест.
2.5. Территория участка больницы, родильного дома или другого
лечебного стационара должна быть благоустроена, озеленена. Площадь
зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей
площади участка, а площадь садово-парковой зоны - 25 кв. м на
человека (на койку). Участок больницы, родильного дома, расположенный на
территории жилой застройки населенного пункта, должен иметь по
периметру полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м их
двухрядной посадки высокоствольных деревьев и ряда кустарников. Деревья с широкой кроной должны сажаться не ближе 10 м от
стены здания стационара.
2.6. К территории больниц, родильных домов и других
стационаров должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым
покрытием. Аналогичные твердые покрытия должны иметь внутренние
проезды и пешеходные дорожки. Временные стоянки автотранспорта
индивидуального пользования следует размещать на расстоянии не
ближе 40 м от территории.
2.7. На территории больницы должны быть выделены зоны:
лечебных корпусов для инфекционных больных и для неинфекционных
больных, педиатрических, психосоматических,
кожно-венерологических, радиологических корпусов, родильных домов
и акушерских отделений, садово-парковую, поликлиники,
патологоанатомического корпуса, хозяйственную и инженерных
сооружений. Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной должен быть
максимально изолирован от палатных корпусов и не просматриваться
из окон лечебных и родовспомогательных помещений, а также жилых и
общественных зданий, расположенных вблизи больничного участка.
Расстояние от патологоанатомического корпуса до палатных корпусов,
пищеблоков должно быть не менее 30 метров. Ритуальная зона должна иметь изолированный въезд и выезд. Инфекционные, акушерские, психосоматические,
кожно-венерологические, детские отделения, входящие в состав
многопрофильных больниц, должны размещаться в отдельных зданиях.
При размещении на участке больницы поликлинического корпуса,
последний должен быть приближен к периферии участка, иметь
самостоятельный вход, удобный и доступный для населения. На территории больницы, родильного дома или другого лечебного
учреждения не допускается расположение каких бы то ни было
посторонних учреждений, жилья, а также размещение построек и
сооружений, не связанных функционально с указанными
лечебно-профилактическими учреждениями.
2.8. На территории инфекционной больницы (корпуса) должны
быть выделены "чистая" и "грязная" зоны, изолированы друг от друга
полосой колючих зеленых насаждений. На выезде из "грязной" зоны
должна быть предусмотрена крытая площадка для дезинфекции
транспорта.
2.9. Расстояния между корпусами и другими зданиями на
больничном участке должны обеспечить оптимальные условия
инсоляции, освещенности, проветривания, шумозащиты и т.д.
Ориентацию окон помещений в лечебных учреждениях следует принимать
в соответствии со СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и
сооружения". Расстояние между корпусами с окнами палат должно быть 2,5
высоты противостоящего здания, но не менее 24 м. Виварий должен
располагаться на расстоянии не менее 50 м от палат и 100 м от
жилья.
2.10. Уборка территории должна проводиться ежедневно. Для
сбора мусора и бытовых отходов на территории устанавливаются
мусоросборники с плотно закрывающимися крышками, для которых
должны быть предусмотрены и оборудованы специальные площадки с
асфальтовым или бетонированным покрытием, обеспечивающим
дезинфекцию и промывку площадок. Расстояние площадки с
мусоросборниками до палатных и лечебно-диагностических корпусов
должно быть не менее 25 м. Мусоросборники должны систематически
промываться и дезинфицироваться. Вывоз мусора и пищевых отходов
должен осуществляться ежедневно.
2.11. Для текущего сбора мусора у входов в здания, в местах
отдыха и на территории (через каждые 50 м) должны быть установлены
урны, которые должны очищаться от мусора ежедневно и содержаться в
чистоте.
3. ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И
КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И
ОТДЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
3.1. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения
зданий и помещений лечебных и родовспомогательных стационаров
должны обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические и
противоэпидемические режимы и условия пребывания больных, труда и
отдыха обслуживающего персонала.
3.2. Структура учреждения и планировка его помещений должны
исключать возможность перекрещивания или соприкосновения "чистых"
и "грязных" потолков.
3.3. Состав и площади основных и вспомогательных помещений
должны определяться заданием на проектирование и в соответствии с
действующим СНиПом 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения".
Пособием к нему по проектированию лечебно-профилактических
учреждений. В больницах, родильных домах и других стационарах, являющихся
учебными базами медицинских вузов и училищ, институтов
усовершенствования врачей, а также научными базами НИИ системы
здравоохранения должны быть дополнительно предусмотрены
необходимые учебные помещения для студентов, курсантов и кабинеты
для преподавательского состава: вспомогательные помещения
(раздевалки, туалеты, кладовые и др.), обособленные от основных
функциональных подразделений учреждений.
3.4. Не допускается размещение под окнами палат: помещений
травматологических пунктов, приемно-смотровых боксов, входов в
приемное отделение, тарных, загрузочных, экспедиционных и других
помещений, к которым имеется подъезд автомашин.
3.5. В подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических
корпусов допускается размещение складских помещений (кладовые
хозинвентаря), санитарно-бытовых помещений для персонала
(гардеробные, душевые), санитарных пропускников, помещений для
хранения вещей больных, буфетов и столовых для персонала,
центральных бельевых, помещений для сбора и сортировки грязного
белья, помещений дезобработки суден, клеенок и дезинфекции
кроватей. Не допускается размещение в подвальных и цокольных этажах
лечебно-диагностических корпусов помещений мастерских, складов
ядовитых, сильнодействующих, легковоспламеняющихся и горючих
жидкостей, аккумуляторных, а также приемных отделений.
3.6. В цокольных этажах с отметкой 1,2 м ниже отмостки или
планировочной отметки тротуара допускается размещать служебные
помещения, помещения для выписки больных, медицинские архивы,
вестибюли. В порядке исключения, по согласованию с
территориальными органами государственного санитарного надзора,
допускается размещение дезкамер небольшой мощности.
3.7. В цокольных этажах с отметкой пола не более 0,5 м
допускается размещать все помещения, кроме палатных отделений,
родовых, операционных, процедурных, перевязочных, врачебных
кабинетов, рентгенкабинетов, кабинетов электросветолечения и
других лечебных помещений.
3.8. Помещения для вентиляционного оборудования, теплоузлов,
охлаждаемые камеры с машинными отделениями, электрощитовые,
машинные отделения и шахты лифтов и подъемников и другие
помещения, являющиеся источниками шума и вибрации, а также
автоклавные и дезкамеры не допускается размещать смежно с
палатами, лечебными и процедурными кабинетами, а также над и под
ними.
3.9. Размещение рентгеновских кабинетов, помещений, связанных
с работой с радиоактивными веществами, осуществляется с
действующими Санитарными правилами работы при проведении
медицинских рентгенологических исследований, СанПиН
"Рентгенологические отделения (кабинеты)" и "Лаборатории
радиоизотопной диагностики", ОСТ "Система стандартов безопасности
труда. Кабинеты рентгенодиагностические. Общие требования
безопасности".
3.10. Запрещается изменение планировки помещений учреждений,
предусмотренной проектом, без согласования с территориальными
органами государственного санитарного надзора, а также
использование помещений не по прямому функциональному назначению. Запрещается развертывание больничных коек и размещение
больных в коридорах палатных секций или других помещениях, а также
любое другое дополнительное развертывание больничных коек сверх
предусмотренной проектом мощности учреждения.
3.11. Операционные блоки размещаются в изолированной
пристройке-блоке (отдельном здании или изолированных секциях,
соединенных со стационаром переходами или коридорами и максимально
удалены от вертикальных коммуникаций (технических шахт, лифтов,
мусоропроводов)*.
-------------- * Операционные для неотложной хирургии размещаются в составе
приемных отделений. Входы в операционные блоки - для персонала должны быть
организованы через санпропускники, а для больных - через шлюзы.
Операционный блок должен иметь два изолированных непроходных
отделения - септическое и асептическое, строгое зонирование
внутренних помещений (стерильная зона, зона строгого режима). При размещении операционных друг над другом септические
операционные следует размещать выше асептических. Потоки в операционном блоке, как правило, должны быть
разделены на: "стерильный" - проход хирургов, операционных сестер,
"чистый" - для доставки больного, прохода анестезиологов, младшего
и технического персонала, удаления отходов, использованного белья
и т.д. и не должны перекрещиваться или соприкасаться.
3.12. В родовспомогательных учреждениях как самостоятельных,
так и в составе многопрофильных больниц архитектурно-планировочные
решения должны обеспечить четкое зонирование отделений,
цикличность их заполнения и санитарной обработки, упорядочение
внутрибольничных потоков, улучшение условий работы персонала. В приемном отделении санитарная обработка поступающих должна
проводиться по двум потокам: "чистый" - в физиологическое
отделение и отделение патологии беременности; "грязный" - в
обсервационное отделение. Обсервационные отделения должны быть
размещены на 1 этаже и смещены относительно основного здания или
на верхнем этаже над отделениями патологии беременных,
физиологическом и гинекологическом. Для предупреждения
внутрибольничных инфекций все помещения (кроме вестибюля, фильтра)
необходимо предусматривать отдельно для физиологического ("чистый"
поток) и обсервационного отделения ("грязный" поток).
3.13. Устройство палатных секций и отделений следует
принимать с учетом рекомендаций, изложенных в Пособии к СНиП
2.08.02-89 по проектированию лечебно-профилактических учреждений.
3.14. Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и
отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок
должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРЕННЕЙ ОТДЕЛКЕ ПОМЕЩЕНИЙ
4.1. Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в
соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен,
перегородок и потолков помещений должна быть гладкой,
легкодоступной для влажной уборки и дезинфекции.
4.2. Все применяемые материалы для внутренней отделки
помещений, воздуховодов, вентсистем, а также фильтров должны быть
только из числа разрешенных органами и учреждениями санэпидслужбы.
4.3. Стены палат, кабинетов врачей, холлов, вестибюлей,
столовых, физиотерапевтических и других лечебно-диагностических
кабинетов с сухим режимом рекомендуется окрашивать силикатными
красками (при необходимости - в сочетании с масляными). Для
отделки потолков в этих помещениях может применяться известковая
или водоэмульсионная побелка; полы должны обладать повышенными
теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные
полы, окрашенные масляной краской). В вестибюлях следует делать
полы, устойчивые к механическому воздействию (мраморная крошка,
мрамор, мозаичные полы и т.д.).
4.4. В помещениях с влажным режимом работы, а также
подвергающихся влажной текущей дезинфекции (операционные,
перевязочные, родовые, предоперационные, наркозные, процедурные и
др. аналогичные помещения, а также ванные, душевые, санитарные
узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья
и др.), стены следует облицовывать глазурованной плиткой и другими
влагостойкими материалами на полную высоту. Для покрытия полов
подлежит применять водонепроницаемые материалы. Полы в
операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях
должны быть безискровые, антистатические (в соответствии с РТМ
42-2-4-80). Потолки в помещениях с влажным режимом должны
окрашиваться водостойкими (масляными и другими) красками. Линолеумные покрытия полов в лечебных учреждениях не должны
иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими,
плотно пригнанными к основанию. Швы примыкающих друг к другу
листов линолеума должны быть тщательно пропаяны. Края линолеума у
стен должны быть подведены под плинтуса, которые должны быть
плотно закреплены (без щелей) между стеной и полом.
4.5. В местах установки раковин и других сантехприборов, а
также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным
увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку
последних глазурованной плиткой или другими влагостойкими
материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от
оборудования и приборов с каждой стороны.
4.6. Отделка помещений, связанных с работой с радиоактивными
веществами и другими источниками ионизирующих излучений,
рентгенкабинетов, кабинетов электросветолечения, зубоврачебных,
офтальмологических кабинетов, клинических и биохимических
лабораторий и других функциональных помещений, специфика работы
которых требует специальных условий, должна быть выполнена в
соответствии с требованиями к этим помещениям, изложенными в
соответствующих "Санитарных правилах", "Инструкциях по
эксплуатации", а также с действующими ГОСТами, отраслевыми
стандартами, ТУ.
4.7. Применение подвесных потолков различных конструкций
допускается только в помещениях, не требующих соблюдения
противоэпидемического, дезинфекционного режима, асептики и
антисептики; вестибюли, коридоры, холлы и другие подсобные
помещения, непосредственно не примыкающие к операционным, родовым,
перевязочным, процедурным, палатам и другим аналогичным
помещениям. При этом конструкции и материалы подвесных потолков
должны обеспечивать возможность проведения их уборки и очистки,
дезинфекции.
5. ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ,
МЕДИЦИНСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ДРУГОМУ
ОБОРУДОВАНИЮ, МЕБЕЛИ, ИНВЕНТАРЮ
5.1. Все вновь строящиеся и действующие больницы, родильные
дома и другие стационары должны быть оборудованы водопроводом,
канализацией, централизованным горячим водоснабжением,
теплоснабжением, вентиляцией (при необходимости системами
кондиционирования воздуха) и подключены к действующим в данном
населенном пункте электрическим, телефонным сетям и другим
инженерным коммуникациям. Здания высотой 2-х и более этажей должны
быть оборудованы лифтами, мусоропроводниками с мусорокамерой,
подъемными устройствами. При необходимости оборудуются
централизованные (вакуумные и др.) мусороудаляющие установки и
другие средства механизации.
5.2. Очистка и обеззараживание сточных вод от больниц и
других стационаров, в т.ч. и инфекционных, должна осуществляться
на общегородских или других канализационных очистных сооружениях,
гарантирующих эффективную очистку и обеззараживания сточных вод.
При отсутствии общегородских или других очистных сооружений
сточные воды больниц и других стационаров должны подвергаться
очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях с полной
биологической очисткой.
5.3. Специфические (послеоперационные, патологоанатомические
и др.) больничные отходы подлежат обязательному централизованному
сжиганию в специальных печах*.
-------------- * Печи для сжигания отходов производительностью до 100 кг/час
размещаются в составе хоззоны больницы на расстоянии 50 м, а
отдельно стоящие печи произв. более 100 кг/час - в 100 м от жилых
зданий и 50 м от корпусов. Указанные расстояния по требованию
территориальных органов госсаннадзора могут быть увеличены,
учитывая направление ветров, мощность печи и другие местные
условия. Могут использоваться для уничтожения отходов и городские
организации и предприятия (крематории и др.).
5.4. Для вновь строящихся лечебно-профилактических
учреждений, а также подвергающихся реконструкции на случай выхода
из строя или профилактического ремонта системы горячего
водоснабжения должно быть предусмотрено резервное (аварийное)
горячее водоснабжение; для существующих учреждений - в качестве
аварийного установлены электроводогрейные устройства непрерывного
действия в санпропускниках, предоперационных и родовых залах,
процедурных, отделениях новорожденных и детей до 1 года, ванных,
санитарных комнатах, моечных, буфетах, буфетах-раздаточных,
пищеблоках и других функциональных помещениях, требующих особого
санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима.
5.5. Все имеющееся в лечебном стационаре или родильном доме
медицинское, технологическое, санитарно-техническое, инженерное и
другое оборудование, мебель и инвентарь должны соответствовать
действующим техническим условиям и стандартам, находиться в
исправном состоянии, иметь гигиеническое покрытие (окраску,
облицовку), обеспечивающие возможность и доступность проведения
влажной уборки и дезинфекции. Вышедшее из строя, неисправное
оборудование, мебель, инвентарь подлежат немедленной замене или
ремонту, а пришедшее в негодность - своевременному списанию.
Использование неисправного или имеющего дефекты оборудования,
мебели и инвентаря не допускается. Хранение неиспользованного
оборудования, мебели и инвентаря должно осуществляться в кладовых.
За неиспользуемым оборудованием, мебелью и инвентарем запрещается.
5.6. Санитарно-технические приборы и устройства (краны,
раковины, ванны, унитазы, писсуары и др.) должны находиться в
исправном состоянии, очищаться от ржавчины и других наслоений, не
должны иметь трещин и других дефектов. Неисправные приборы
подлежат срочной замене. Туалеты для больных в отделениях должны быть оборудованы
кабинами, вешалками, электросушильными устройствами для рук,
зеркалами. В уборных женских палатных секций должна быть
оборудована кабина гигиены женщин с восходящим душем.
5.7. В палатах для больных (в том числе в детских палатах и
палатах новорожденных), врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах
персонала, в туалетах, в шлюзах боксов и полубоксов, в материнских
комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и
вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с
подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
Температура горячей воды в детских палатах не должна превышать
37 град C.
5.8. Предоперационные, перевязочные, родовые залы,
процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных и
другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты
рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками
с установкой локтевых кранов со смесителями. В инфекционных,
туберкулезных, кожно-венерических отделениях необходимо наряду с
указанными помещениями устанавливать умывальники с локтевыми
кранами в шлюзах боксов, полубоксов и туалетах для персонала, а
также оборудовать педальные спуски для смывных бачков во всех
туалетах.
5.9. В палатах новорожденных устанавливаются раковины с
широкой чашей и со смесителями, обеспечивающими удобство при
подмывании детей.
5.10. Санитарные комнаты палатных отделений должны быть
оборудованы средствами малой механизации для обработки и сушки
суден, клеенок и пр. Количество санитарных приборов для больных в палатных
отделениях соматических больниц следует принимать из расчета - 1
прибор на 15 человек в мужских уборных и на 10 человек - в
женских, но не менее 1 прибора. Количество писсуаров в мужских
уборных должно быть равно количеству унитазов.
5.11. В санитарно-бытовых помещениях для обслуживающего
персонала следует принимать: а) количество санитарных приборов для персонала отделения -
из расчета не менее 2-х приборов на женщин и 1-го прибора для
мужчин; б) количество душевых кабин - из расчета: 1 душевая кабина на
10 человек в инфекционных и туберкулезных отделениях, а в
остальных отделениях - 1 душевая кабина на 15 человек, работающих
в наибольшей смене, среднего и младшего персонала. При меньшем
числе персонала следует предусматривать 1 душевую кабину на
отделение. В операционных блоках санитарные пропускники для персонала
(мужской и женский) следует проектировать каждый в составе двух
смежных помещений - раздевальной и одевальной с душем. Душевые (из
расчета 1 кабина в каждом санпропускнике на 2-4 операционные)
должны быть размещены таким образом, чтобы проход через них был на
выходе. В акушерских обсервационных приемных и детских отделениях
должны быть оборудованы санпропускники для персонала с гардеробной
и душевыми из расчета 1 душевая кабина на 5 человек.
5.12. В палатах больничные койки должны быть установлены в
строгом соответствии с гигиеническими нормативами на 1 койку, но
не более 4 коек. Койки в палатах следует размещать рядами
параллельно стенам с окнами. Расстояние от коек до стен с окнами
должно быть не менее 0,9 м. Расстояние между торцами коек в
четырехкоечных палатах, а также между торцами коек и стеной в 2 -
3-коечных палатах должно быть не менее 1,2 м. Расстояние между сторонами коек должно быть не менее 0,8 м, а
в детских палатах и палатах восстановительного лечения - не менее
1,2 м. В палатах должны быть в наличии прикроватные тумбочки и
стулья по числу коек. Каждое отделение должно быть оснащено средствами малой
механизации (каталками, креслами-каталками, тележками для
транспортировки лекарств, белья, пищи и т.д.) в необходимом
количестве в зависимости от профиля отделения.
5.13. Кладовые для хранения белья в отделениях оборудуются
полками с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и
дезинфекции. Общие бельевые оборудуются стеллажами, а также
столами для подборки и сортировки белья, а при необходимости,
приемными люками для белья с пандусами или подъемными механизмами.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОТОПЛЕНИЮ, ВЕНТИЛЯЦИИ,
МИКРОКЛИМАТУ И ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ ПОМЕЩЕНИЙ
6.1. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования
воздуха должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и
воздушной среды помещений больницы, родильного дома или другого
стационара.
6.2. При проектировании, строительстве (реконструкции) и
эксплуатации систем отопления, вентиляции и кондиционирования
воздуха следует руководствоваться основными положениями
действующих специальных нормативных документов (СНиП "Отопление,
вентиляция и кондиционирование воздуха" и др.) с учетом настоящих
Правил, других документов, утвержденных Минздравом СССР.
6.3. Расчетные параметры температуры для помещений больниц,
родильных домов и других стационаров следует принимать в
соответствии со СНиПом 2.08.02-89 "Общественные здания и
сооружения".
6.4. Системы отопления в лечебных учреждениях должны
обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение
всего отопительного периода, исключать загрязнение воздуха
вредными веществами и запахами, выделяемыми в процессе
эксплуатации, не создавать шума, превышающего допустимые уровни,
должны быть обеспечены регулирующими устройствами и быть удобными
для текущего обслуживания и ремонта.
6.5. В больницах и родильных домах должно быть центральное
водяное отопление.
6.6. Нагревательные приборы следует размещать у наружных
стен, под окнами, без ограждений*. В административно-хозяйственных
помещениях, в детских больницах и в ряде специализированных
отделений отопительные приборы ограждаются декоративными
решетками, сетками или перфорированными стенками. Указанные
защитные приспособления устанавливают так, чтобы не возникла
необходимость увеличения поверхности приборов более чем на 15%.
При этом должен быть обеспечен свободный доступ для текущей
эксплуатации и уборки приборов. Поверхности приборов должны быть
гладкими, окрашенными, легко подвергающимися влажной уборке и
содержаться в чистоте.
-------------- * Не допускается расположение в палатах нагревательных
приборов у внутренних стен.
6.7. В качестве теплоносителя в системах центрального
отопления больниц и родильных домов используется вода с предельной
температурой в нагревательных приборах 85 град. C. Использование
других жидкостей и растворов (антифриза и др.) в качестве
теплоносителя в открытых системах отопления лечебных и
родовспомогательных учреждений запрещается.
6.8. Здание лечебных стационаров и роддомов должно быть
оборудовано системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим
побуждением, за исключением инфекционных отделений. В последних
вытяжную вентиляцию необходимо устраивать из каждого бокса и
полубокса и от каждой палатной секции отдельно с гравитационным
побуждением и с установкой дефлектора, а приточная вентиляция - с
механическим побуждением и подачей воздуха в коридор. Вытяжная
вентиляция из палат должна осуществляться посредством
индивидуальных каналов, исключающих перетекание воздуха по
вертикали. Во всех помещениях лечебных, акушерских и других стационаров,
кроме операционных, помимо приточно-вытяжной вентиляции с
механическим побуждением, должна устраиваться естественная
вентиляция посредством форточек, откидных фрамуг, створок и других
приспособлений в оконных переплетах и наружных стенах, а также
вентиляционных каналов без механического побуждения воздуха.
Фрамуги, форточки и другие устройства естественной вентиляции
должны иметь приспособления для их открывания и закрывания,
находиться в исправном (рабочем) состоянии.
6.9. Забор наружного воздуха для систем вентиляции и
кондиционирования должен производиться из "чистой" зоны на высоте
не менее 1 м от поверхности земли. Наружный воздух, подаваемый
приточными установками, надлежит очищать в фильтрах. Воздух, подаваемый в операционные, наркозные, родовые,
реанимационные, послеоперационные палаты, палаты интенсивной
терапии, а также в палаты для больных с ожогами кожи, должен
очищаться на бактериологических фильтрах. Бактериальная обсемененность воздушной среды помещений,
требующих повышенной чистоты, не должна превышать допустимых
уровней, приведенных в Методических указаниях по эпиднадзору за
внутрибольничными инфекциями, утвержденных Минздравом СССР
02.09.87 г. N 28-6/34 ( v6_34400-87 ).
6.10. Помещения операционных, палат интенсивной терапии,
реанимации, родовых, процедурных и других помещений,
медико-технологический процесс в которых сопровождается выделением
в воздух вредных веществ, должны быть оборудованы, при
необходимости, местными отсосами или вытяжными шкафами.
6.11. Химический состав воздуха в операционных, родовых
палатах, палатах интенсивной терапии, реанимации, процедурных и
других помещениях лечебных учреждений не должен превышать
концентраций, приведенных в таблице 1.
6.12. Кондиционирование воздуха следует предусматривать в
операционных, наркозных, родовых, послеоперационных палатах,
палатах интенсивной терапии, реанимационных, в однокоечных и
двухкоечных палатах для больных с ожогами кожи, а также в палатах
для новорожденных детей, грудных, недоношенных и травмированных
детей. В палатах, которые полностью оборудуются кювезами,
кондиционирование не предусматривается.
6.13. Расчетные кратности воздухообмена в помещениях следует
принимать в соответствии со СНиПом 2.08.02-89 "Общественные здания
и сооружения", при этом относительная влажность должна быть в
пределах 55-60%, а скорость движения воздуха не превышать
0,15 м/с.
6.14. Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные
решетки, венткамеры, вентустановки и другие устройства должны
содержаться в чистоте, не должны иметь механических повреждений,
следов коррозии, нарушения герметичности*. Все дросселирующие устройства должны быть легкоподвижными и
иметь указатели степени их закрытия.
6.15. Работающие вентиляторы и электродвигатели должны быть
отрегулированы, иметь плавный ход без посторонних шумов и не
вызывать вибрацию конструкций*.
-------------- * Вентустановки должны размещаться в изолированных
венткамерах технических этажей.
6.16. Не реже 1 раза в месяц следует производить осмотр
фильтров и их очистку (по мере загрязнения - замену фильтров).
Организация рационального воздухообмена
основных помещений палатного отделения
6.17. Воздухообмен в палатах и отделении должен быть
организован так, чтобы максимально ограничить перетоки воздуха
между палатными отделениями, между палатами, между смежными
этажами.
6.18. Количество приточного воздуха в палату должно
составлять 80 куб. м/час на 1 взрослого и 1 ребенка.
6.19. Для создания изолированного воздушного режима палат их
следует проектировать со шлюзом, имеющим сообщение с санузлом, с
преобладанием вытяжки в последнем.
6.20. В коридорах палатных отделений необходимо устройство
приточной вентиляции с кратностью воздухообмена 0,5 объема
коридора.
6.21. При входе в отделение должен быть оборудован шлюз с
устройством в нем вытяжной вентиляции с самостоятельным каналом
(от каждого шлюза).
6.22. Для исключения возможности поступления воздушных масс
из лестнично-лифтовых узлов в палатные отделения целесообразно
устройство между ними нейтральной зоны с обеспечением в ней
подпора воздуха*.
-------------- * Вентиляторы должны устанавливаться с учетом
шумовиброзащитных требований и расчетов.
Лестничные клетки, шахты лифтов, стволы подъемников,
централизованные бельевые грязного белья должны быть оборудованы
автономной приточно-вытяжной вентиляцией с преобладанием вытяжки.
Организация воздухообмена операционных блоков
6.23. Архитектурно-планировочные решения и системы
воздухообмена стационара должны исключать перенос инфекций из
палатных отделений и других помещений в операционный блок и другие
помещения, требующие особой чистоты воздуха.
6.24. Для исключения возможности поступления воздушных масс
из палатных отделений, лестнично-лифтового узла и других помещений
в операционный блок, необходимо устройство между указанными
помещениями и операционным блоком шлюза с подпором воздуха.
6.25. Движение воздушных потоков должно быть обеспечено из
операционных в прилегающие к ним помещения (предоперационные,
наркозные и др.), а из этих помещений в коридор. В коридорах
необходимо устройство вытяжной вентиляции.
6.26. Количество удаляемого воздуха из нижней зоны
операционных должно составлять 60%, из верхней зоны - 40%. Подача
свежего воздуха осуществляется через верхнюю зону. При этом приток
должен не менее чем на 20% преобладать над вытяжкой.
6.27. Необходимо предусматривать обособленные (изолированные)
системы вентиляции для чистых и гнойных операционных, для
родблоков, реанимационных отделений, перевязочных, отделений
палатных секций, рентгеновских и других спецкабинетов*.
-------------- * Приточные и вытяжные решетки должны быть разведены и
приближены к противоположным боковым стенам палат.
6.28. В каждом учреждении приказом должно быть назначено
лицо, ответственное за эксплуатацию систем вентиляции и
кондиционирования воздуха.
6.29. Профилактический осмотр и ремонт систем вентиляции и
кондиционирования воздуха воздуховодов должен проводиться согласно
утвержденному графику, но не реже 2 раз в год. Устранение текущих
неисправностей, дефектов должно проводиться безотлагательно. Не
реже 1 раза в месяц следует производить осмотр фильтров, их
очистку, замену.
6.30. Эксплуатирующей организацией должен осуществляться
контроль за температурой, влажностью и загрязненностью химическими
веществами воздушной среды, проверка производительности вентсистем
и кратности воздухообмена*:
-------------- * Проверка и анализ загрязненности воздушной среды в
помещениях при необходимости может осуществляться органами и
учреждениями санитарно-эпидемиологических станций на договорных
условиях. В основных функциональных помещениях операционных,
послеоперационных, родовых, палатах интенсивной терапии, ФТО,
помещениях для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ,
аптечных складах, помещениях для приготовления лекарственных
средств, лабораториях, отделений терапевтической стоматологии,
приготовления амальгамы, специальных помещениях радиологических
отделений и в других помещениях и кабинетах, с использованием
химических и других веществ и соединений, могущих оказывать
вредное воздействие на здоровье людей, - 1 раз в 3 месяца; инфекционных и туберкулезных больницах (отделениях),
бактериологических, вирусных лабораториях, рентгенкабинетах - 1
раз в 6 месяцев; в остальных помещениях - 1 раз в 12 месяцев. Результаты контроля должны быть оформлены актом, хранящимся в
учреждении.
7. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ
И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ
а) Естественное освещение
7.1. Помещения больниц, родильных домов и других лечебных
стационаров должны иметь естественное освещение. Освещение вторым
светом или только искусственное освещение допускается в помещениях
кладовых, санитарных узлов при палатах, гигиенических ванн,
клизменных, комнат личной гигиены, душевых и гардеробных для
персонала, термостатных, микробиологических боксов,
предоперационных и операционных, аппаратных, наркозных,
фотолабораторий и некоторых других помещениях, технология и
правила эксплуатации которых не требуют естественного освещения.
Операционные, проектируемые с естественным освещением, следует
ориентировать на северные румбы горизонта (северо-запад, север,
северо-восток).
7.2. Коридоры палатных секций (отделений) должны иметь
естественное освещение, осуществляемое через окна в торцовых
стенах зданий и в световых карманах (холлах). Расстояние между
световыми карманами не должно превышать 24 м и до кармана не более
36 м. Коридоры лечебно-диагностических и вспомогательных
подразделений должны иметь торцовое или боковое освещение.
7.3. Продолжительность инсоляции должна приниматься с учетом
Санитарных норм и правил обеспечения инсоляцией жилых и
общественных зданий и территорий жилой застройки. Допускается отклонение от указанных норм продолжительности
инсоляции для помещений палатных отделений, за исключением палат
для туберкулезных и инфекционных больных, по согласованию с
органами государственного санитарного надзора с учетом конкретных
местных условий и принимая во внимание структуру лечебных
учреждений, функциональное назначение помещений.
7.4. Для защиты от слепящего действия и перегрева в летнее
время от прямых солнечных лучей в лечебных стационарах,
расположенных в III и IV климатических районах страны,
светопроемы, обращенные на сектор горизонта 70 - 290 град. с. ш.,
должны оборудоваться солнцезащитными средствами (козырьки, жалюзи
и др.).
б) Искусственное освещение
7.5. Искусственное освещение должно соответствовать
назначению помещения, быть достаточным, регулируемым и безопасным,
не оказывать слепящего действия и другого неблагоприятного влияния
на человека и внутреннюю среду помещений.
7.6. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено
во всех, без исключения, помещениях. Для освещения отдельных
функциональных зон и рабочих мест, кроме того, устраивается
местное освещение.
7.7. Искусственное освещение помещений стационаров
осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания.
Рекомендуемые освещенность, источник света, тип лампы принимаются
в соответствии с Пособием к СНиП 2.08.02-89 по проектированию
лечебно-профилактических учреждений. Предусматриваемые для
установки и применяемые люминесцентные светильники должны быть
укомплектованы пускорегулирующими аппаратами с особо низким
уровнем шума.
7.8. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на
потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.
7.9. Для освещения палат (кроме детских и психиатрических
отделений) следует применять настенные комбинированные светильники
(общего и местного освещения), устанавливаемые у каждой койки на
высоте 1,7 м от уровня пола.
7.10. В каждой палате, кроме того, должен быть специальный
светильник ночного освещения, установленный в нише около двери на
высоте 0,3 м от пола (в детских и психиатрических отделениях
светильники ночного освещения палат устанавливаются в нишах над
дверными проемами на высоте 2,2 м от уровня пола).
7.11. Во врачебных смотровых кабинетах необходимо
устанавливать настенные светильники для осмотра больного.
8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДА
И БЫТА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА,
РАБОТАЮЩЕГО В СТАЦИОНАРАХ
8.1. В основных функциональных, производственных помещениях и
на рабочих местах обслуживающего медицинского и другого персонала
должны быть обеспечены нормативные параметры микроклимата и
воздушной среды (температура, влажность, скорость движения
воздуха, химический и бактериологический состав), а также
нормативный воздухообмен.
8.2. Расстановка оборудования и его эксплуатация должны
проводиться в строгом соответствии с правилами техники
безопасности и охраны труда.
8.3. В операционных, родильных блоках не допускается
применение наркозных и других аппаратов без оборудования по
удалению и поглощению поступающих в воздушное пространство с
выдыхаемым воздухом паров наркотиков при помощи отводящих шлангов
(воздухоотсосов) или поглощающих фильтров с активированным углем.
8.4. Не допускается использование наркозных и дыхательных
аппаратов с нарушенной герметизацией системы подачи газов. В процедурных, аэрозоль-ингаляционных кабинетах, перевязочных
и стерилизационных отделениях должны быть предусмотрены вытяжные
шкафы для выполнения манипуляций, связанных с применением
высокоактивных медикаментов, с оборудованной раковиной и сливом в
канализацию. В лечебных, акушерских и других стационарах должен быть
предусмотрен необходимый состав санитарно-бытовых помещений для
обслуживающего медицинского персонала и других работников.


Якщо Ви побачили помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl-Enter. Будемо вдячні!

вгору