Документ 995_203, поточна редакція — Прийняття від 18.12.1990


Международная конвенция
о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
Статус Конвенции см. ( 995_j91 )

Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции, принимая во внимание принципы, закрепленные в основных
документах Организации Объединенных Наций по правам человека, в
частности во Всеобщей декларации прав человека ( 995_015 ),
Международном пакте об экономических, социальных и культурных
правах ( 995_042 ), Международном пакте о гражданских и
политических правах ( 995_043 ), Международной конвенции о
ликвидации всех форм расовой дискриминации ( 995_105 ), Конвенции
о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
( 995_207 ) и Конвенции о правах ребенка ( 995_021 ), принимая во внимание также принципы и стандарты, содержащиеся
в соответствующих документах, выработанных в рамках Международной
организации труда, особенно в Конвенции о трудящихся-мигрантах
(N 97) ( 993_159 ), Конвенции о злоупотреблениях в области
миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства
возможностей и обращения (N 143), в Рекомендации о
трудящихся-мигрантах (N 86), Рекомендации о трудящихся-мигрантах
(N 151), в Конвенции о принудительном и обязательном труде (N 29)
( 993_136 ) и Конвенции об упразднении принудительного труда (N
105) ( 993_013 ), вновь подтверждая важность принципов, содержащихся в
Конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры, о борьбе с дискриминацией в области образования*
( 995_174 ), ________________
* United Nation, Treaty Series, vol. 429. No. 6193.
напоминая о Конвенции против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания ( 995_068 ), Декларации четвертого Конгресса Организации
Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями*, Кодекс поведения должностных лиц по
поддержанию правопорядка ( 995_282 ) и о Конвенциях о рабстве**
( 995_161 ), ________________
* См. Четвертый Конгресс Организации Объединенных Наций по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,
Киото, Япония, 17 - 26 августа 1970 года: доклад, подготовленный
Секретариатом (издание Организации Объединенных Наций, в продаже
под N R.71.IV.8). ** См. Права человека. Сборник международных договоров
(издание Организации Объединенных Наций, в продаже под N
R.88.XIV.1). напоминая о том, что одной из задач Международной организации
труда, согласно ее Уставу ( 993_154 ), является защита интересов
трудящихся, работающих в иных странах, чем их собственная страна,
и учитывая знания и опыт этой организации в вопросах, касающихся
трудящихся-мигрантов и членов их семей, признавая важность работы, проделанной в связи с
трудящимися-мигрантами и членами их семей в различных органах
Организации Объединенных Наций, в частности в Комиссии по правам
человека и Комиссии социального развития, а также в
Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных
Наций, Организации Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры и Всемирной организации здравоохранения, а также
в других международных организациях, признавая также прогресс, достигнутый некоторыми
государствами на региональной или двусторонней основе в отношении
защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также
важность и полезность двусторонних и многосторонних соглашений в
этой области, сознавая значение и масштабы явления миграции, в которую
вовлечены миллионы людей и которая затрагивает значительное число
государств международного сообщества, учитывая воздействие потоков трудящихся-мигрантов на
государства и соответствующих лиц и стремясь установить нормы,
которые могут содействовать согласованию позиций государств
посредством принятия основных принципов, касающихся обращения с
трудящимися-мигрантами и членами их семей, учитывая уязвимое положение, в котором часто оказываются
трудящиеся-мигранты и члены их семей в силу, в частности, того,
что они не находятся в государстве происхождения, и трудностей, с
которыми они могут сталкиваться в связи с их нахождением в
государстве работы по найму, будучи убеждены в том, что права трудящихся-мигрантов и
членов их семей до сих пор еще нигде не признаны в достаточной
степени и поэтому требуют соответственной международной защиты, принимая во внимание тот факт, что миграция часто является
причиной серьезных проблем для членов семей трудящихся-мигрантов и
для них самих, особенно из-за разъединения семей, учитывая, что гуманитарные проблемы, связанные с миграцией,
являются еще более острыми в случае незаконной миграции, и будучи
убеждены в этой связи, что необходимо поощрять соответствующую
деятельность в целях предотвращения и искоренения незаконных и
тайных передвижений и перевозок трудящихся-мигрантов, одновременно
обеспечивая защиту их основных правил человека, учитывая, что трудящиеся, не имеющие документов или
постоянного статуса, часто нанимаются на работу на менее
благоприятных условиях, чем другие трудящиеся, и что это побуждает
некоторых работодателей привлекать такую рабочую силу в целях
извлечения выгоды из нечестной конкуренции, учитывая также, что более широкое признание основных прав
человека всех трудящихся-мигрантов будет препятствовать найму
трудящихся-мигрантов, не имеющих постоянного статуса, и, что,
кроме того, предоставление некоторых дополнительных прав
трудящимся-мигрантам и членам их семей, имеющим постоянный статус,
будет поощрять всех мигрантов и работодателей к уважению и
соблюдению законов и процедур, установленных соответствующим
государством, будучи убеждены в необходимости обеспечить международную
защиту прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,
подтвердив вновь и установив основные нормы во всеобъемлющей
конвенции, которая могла бы иметь универсальное применение, договорились о нижеследующем:
Часть I
Сфера применения и определения
Статья 1
1. Настоящая Конвенция, за исключением случаев,
предусматривающих иное, применяется ко всем трудящимся-мигрантам и
членам их семей без какого бы то ни было различия, как-то: по
признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений,
политических или иных взглядов, национального, этнического или
социального происхождения, гражданства, возраста, экономического,
имущественного, семейного и сословного положения или по любому
другому признаку. 2. Настоящая Конвенция применяется в течение всего процесса
миграции трудящихся-мигрантов и членов их семей, который включает,
их подготовку к миграции, выезд, транзит и весь период пребывания
и оплачиваемой деятельности в государстве работы по найму, а также
возвращения в государство происхождения или государство обычного
проживания.
Статья 2
Для целей настоящей Конвенции: 1. Термин "трудящийся-мигрант" означает лицо, которое будет
заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в
государстве, гражданином которого он или она не является. 2. а) Термин "приграничный трудящийся" означает
трудящегося-мигранта, который или которая сохраняет свое обычное
местожительство в соседнем государстве, в которое он или она
обычно возвращаются каждый день или по крайней мере один раз в
неделю; b) термин "сезонный трудящийся" означает
трудящегося-мигранта, работа которого по своему характеру зависит
от сезонных условий и выполняется только в течение части года; с) термин "моряк", который охватывает также рыбаков, означает
трудящегося-мигранта, нанятого для работы на судне,
зарегистрированном в государстве, гражданином которого он или она
не является; d) термин "трудящийся, занятый на стационарной прибрежной
установке" означает трудящихся-мигрантов, нанятых на работу на
прибрежной установке, находящейся под юрисдикцией государства,
гражданином которого он или она не является; е) термин "трудящийся, работа которого связана с переездами"
означает трудящегося-мигранта, который, обычно проживая в одном
государстве, вследствие характера своей работы вынужден переезжать
в другое государство или государства на короткие периоды; f) термин "трудящийся на проекте" означает
трудящегося-мигранта, допущенного в государство работы по найму на
определенный срок для работы исключительно по конкретному проекту,
осуществляемому в этом государстве его или ее нанимателем; g) термин "трудящийся целевого найма" означает
трудящегося-мигранта: i) который послан его или ее нанимателем на ограниченный и
определенный период времени в государство работы по найму для
выполнения конкретных функций или обязанностей; или ii) который в течение ограниченного и определенного периода
времени выполняет работу, требующую профессиональных,
коммерческих, технических или иных специальных навыков; или iii) который по просьбе его или ее нанимателя в государстве
работы по найму выполняет в течение ограниченного и определенного
периода времени работу, носящую временный или краткосрочный
характер; и который должен покинуть государство работы по найму либо по
истечении разрешенного периода пребывания, либо раньше, если он
или она более не выполняет этих конкретных функций или
обязанностей или не занимается этой работой; h) термин "трудящийся, работающий не по найму" означает
трудящегося-мигранта, который занимается вознаграждаемой
деятельностью, отличной от работы по договору найма, и который
обеспечивает за счет такой деятельности средства своего
существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно
с членами своей семьи, а также любого иного трудящегося-мигранта,
признаваемого трудящимся, работающим не по найму, в соответствии с
применимым законодательством государства работы по найму или
двусторонними или многосторонними соглашениями.
Статья 3
Настоящая Конвенция не применяется: а) к лицам, направленным или нанятым международными
организациями и учреждениями или лицами, направленным или нанятыми
каким-либо государством вне его территории для выполнения
официальных функций, допуск и статус которых регулируется общим
международным правом или конкретными международными соглашениями
или конвенциями; b) к лицам, направленным или нанятым государством или от его
имени вне его территории, которые участвуют в осуществлении
программ развития или других программ сотрудничества, допуск и
статус которых регулируется соглашением с государством работы по
найму и которые в соответствии с этим соглашением не считаются
трудящимися-мигрантами; с) к лицам, проживающим не в государстве своего происхождения
и выступающим в качестве инвесторов; d) к беженцам и лицам без гражданства, если такое применение
не предусмотрено в соответствующем национальном законодательстве
или международных документах, действующих в отношении
Государства-участника; е) к учащимся и стажерам; f) к морякам и трудящимся, занятым на стационарной прибрежной
установке, которым не было выдано разрешение на проживание и
участие в оплачиваемой деятельности в государстве работы по найму.
Статья 4
Для целей настоящей Конвенции термин "члены семьи" означает
лиц, состоящих в браке с трудящимися-мигрантами или состоящих с
ними в таких отношениях, которые в соответствии с применимым
правом могут быть приравнены к браку, а также находящихся на их
иждивении детей и других лиц, которые признаются членами семьи в
соответствии с применимым законодательством или двусторонними или
многосторонними соглашениями между соответствующими государствами.
Статья 5
Для целей настоящей Конвенции трудящиеся-мигранты и члены их
семей: а) считаются имеющими документы или постоянный статус, если
они получили разрешение на въезд, пребывание и оплачиваемую
деятельность в государстве работы по найму в соответствии с
законодательством этого государства и международными соглашениями,
участником которых это государство является; b) считаются не имеющими документов или постоянного статуса,
если они не удовлетворяют условиям, предусмотренным в подпункте а
настоящей статьи.
Статья 6
Для целей настоящей Конвенции: а) термин "государство происхождения" означает государство,
гражданином которого является соответствующее лицо; b) термин "государство работы по найму" означает государство,
в котором, в зависимости от конкретного случая, трудящийся-мигрант
будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой
деятельностью; с) термин "государство транзита" означает любое государство,
через которое соответствующее лицо проезжает при следовании в
государство работы по найму или из государства работы по найму в
государство происхождения или государство обычного проживания.
Часть II
Недискриминация в отношении прав
Статья 7
Государства-участники обязуются в соответствии с
международными документами по правам человека уважать и
обеспечивать права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,
которые находятся на их территории или под их юрисдикцией,
предусмотренные в настоящей Конвенции, без какого бы то ни было
различия как то в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии
или убеждений, политических или иных взглядов, национального,
этнического или социального происхождения, гражданства, возраста,
экономического, имущественного, семейного и сословного положения
или по любому другому признаку.
Часть III
Права человека всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
Статья 8
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно
покидать любое государство, включая государство своего
происхождения. Это право не должно подлежать каким-либо
ограничениям, за исключением тех, которые предусматриваются
законом, необходимы для охраны национальной безопасности,
общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности
населения или прав и свобод других и совместимы с признанными в
настоящей части Конвенции другими правами. 2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право в любое
время въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.
Статья 9
Право трудящихся-мигрантов и членов их семей на жизнь
охраняется законом.
Статья 10
Трудящийся-мигрант и члены его или ее семьи не должны
подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему
их достоинство обращению или наказанию.
Статья 11
1. Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не должны
содержаться в рабстве или в подневольном состоянии. 2. Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не должны
привлекаться к принудительному или обязательному труду. 3. В тех государствах, где в виде наказания за преступление
может предусматриваться лишение свободы с каторжными работами,
пункт 2 настоящей статьи не считается препятствием для выполнения
каторжных работ по приговору компетентного суда. 4. Для целей настоящей статьи термином "принудительный или
обязательный труд" не охватываются: а) любая не упоминаемая в пункте 3 настоящей статьи работа
или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо,
находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда,
или лицо, условно освобожденное от такого заключения; b) любая служба, обязательная в случаях чрезвычайного
положения или стихийных бедствий, угрожающих жизни или
благосостоянию общества; с) любая работа или служба, которая входит в обычные
гражданские обязанности, если к ним также привлекаются граждане
данного государства.
Статья 12
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на
свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь
или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу
исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и
сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении
культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. 2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей не должны
подвергаться принуждению, умаляющему их свободу, иметь или
принимать религию или убеждения по своему выбору. 3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь
ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны
общественной безопасности, порядка, здоровья и морали и основных
прав и свобод других лиц. 4. Государства-участники настоящей Конвенции обязуются
уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных
опекунов, по крайней мере один из которых является
трудящимся-мигрантом, обеспечивать религиозное и нравственное
воспитание своих детей в соответствии со своими собственными
убеждениями.
Статья 13
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право
беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на
свободное выражение своих мнений; это право включает свободу
искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи,
независимо от государственных границ, устно, письменно,
посредством печати или художественных форм выражения, или иными
способами по своему выбору. 3. Пользование предусмотренным в пункте 2 настоящей статьи
правом налагает особые обязанности и особую ответственность.
Следовательно, оно может подлежать некоторым ограничениям,
которые, однако, должны быть установлены законом и являться
необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны национальной безопасности соответствующих
государств, общественного порядка (ordre public), здоровья или
нравственности населения; с) для целей предотвращения всякой пропаганды войны; d) для целей предотвращения всякого выступления в пользу
национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющего
собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.
Статья 14
Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не должны
подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его или
ее личную и семейную жизнь, произвольным и незаконным
посягательством на неприкосновенность его или ее жилища или тайну
его или ее переписки или других форм связи, или незаконным
посягательством на его или ее честь и репутацию. Каждый
трудящийся-мигрант и член его или ее семьи имеют право на защиту
закона от такого вмешательства иди таких посягательств.
Статья 15
Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не могут быть
произвольно лишены собственности, которой они владеют
индивидуально или совместно с другими лицами. Там, где в
соответствии с действующим законодательством государства работы по
найму, активы трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи
экспроприируются полностью или частично, соответствующее лицо
имеет право на справедливую и надлежащую компенсацию.
Статья 16
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на
свободу и личную неприкосновенность. 2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на
обеспечиваемую государством эффективную защиту от насилия,
телесных повреждений, угроз и запугивания как со стороны
государственных должностных лиц, так и со стороны частных лиц,
групп или учреждений. 3. Любая проверка должностными лицами правоохранительных
органов личности трудящихся-мигрантов или членов их семей
осуществляется в соответствии с установленными законом
процедурами. 4. Трудящиеся-мигранты и члены их семей не могут быть
подвергнуты произвольному аресту или содержанию под стражей,
индивидуально или коллективно; они не должны лишаться свободы
иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такими
процедурами, какие установлены законом. 5. Трудящимся-мигрантам и членам их семей, подвергаемым
аресту, в момент ареста сообщается, насколько это возможно на
языке, который они понимают, о причинах их ареста и без задержек
сообщается на языке, который они понимают, о любых предъявляемых
им обвинениях. 6. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, подвергаемые аресту
или задержанию по обвинению в уголовном преступлении, без задержек
доставляются к судье или другому должностному лицу, наделенному по
закону судебной властью, и имеют право на судебное разбирательство
в разумный срок или на освобождение. Содержание их под стражей в
ожидании суда не является общим правилом, однако их освобождение
может быть поставлено в зависимость от представления гарантий явки
на суд, явки на судебное разбирательство на любой другой его
стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. 7. В случае ареста или заключения в тюрьму или содержания под
стражей до суда или задержания в какой-либо иной форме
трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи: а) консульским или дипломатическим учреждениям государства
его или ее происхождения или государства, представляющего интересы
этого государства, если он или она просят об этом, немедленно
сообщается о его или ее аресте или задержании и о причинах этого; b) соответствующее лицо имеет право связываться с упомянутыми
учреждениями. Любое сообщение соответствующих лиц, направленное
упомянутыми учреждениями, немедленно доводится до их сведения, и
он или она также имеют право получать без задержки сообщения,
направленные упомянутыми учреждениями; с) соответствующему лицу немедленно сообщается об этом праве
и о правах, вытекающих из любых соответствующих договоров, если
они применимы в отношениях между соответствующими государствами,
переписываться и встречаться с представителями упомянутых
учреждений и заключать соглашения с ними для его или ее правового
представительства. 8. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, лишенные свободы
вследствии ареста или задержания, имеют право возбуждать дело в
суде с тем, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести решение
относительно законности их задержания и распорядиться об их
освобождении, если задержание является незаконным. В случае их
участия в таком разбирательстве они пользуются помощью устного
переводчика, при необходимости бесплатно, если они не понимают или
не говорят на используемом языке. 9. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, ставшие жертвами
незаконного ареста или задержания, имеют подкрепляемое правовой
санкцией право на компенсацию.
Статья 17
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, лишенные свободы,
имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства,
присущего человеческой личности и культурной самобытности. 2. Обвиняемые трудящиеся-мигранты и члены их семей, кроме
исключительных обстоятельств, отделяются от осужденных лиц и им
предоставляется отдельный режим, соответствующий их статусу
неосужденных лиц. Обвиняемые несовершеннолетние отделяются от
взрослых, и их дела разбираются в кратчайшие сроки. 3. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи, задержанный
в государстве транзита или в государстве работы по найму за
нарушение положений о миграции, содержится, насколько это
практически осуществимо, отдельно от осужденных лиц или лиц,
находящихся под стражей в ожидании суда. 4. В любой период тюремного заключения в соответствии с
приговором, вынесенным судом, существенной целью обращения с
трудящимся-мигрантом или членом его или ее семьи является его или
ее перевоспитание и социальная реабилитация. Малолетние
преступники отделяются от взрослых, и им обеспечивается обращение,
соответствующее их возрасту и правовому статусу. 5. Во время задержания или тюремного заключения
трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются одинаковыми с
гражданами этого государства правами на свидание с членами своих
семей. 6. В любом случае, когда трудящийся-мигрант лишается свободы,
компетентные органы соответствующего государства учитывают
проблемы, с которыми могут столкнуться члены его или ее семьи, в
частности супруг и дети младшего возраста. 7. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, если они подверглись
какой-либо форме задержания или заключения в соответствии с
законом, действующим в государстве работы по найму или государстве
транзита, пользуются такими же правами, как и граждане этих
государств в аналогичном положении. 8. Если трудящийся-мигрант или член его или ее семьи
задерживается с целью установления нарушения каких-либо положений
о миграции, он или она не несут никаких связанных с этим расходов.
Статья 18
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на
равенство с гражданами соответствующего государства в судах и
трибуналах. При определении любого предъявляемого им уголовного
обвинения или их прав и обязанностей в процессе судопроизводства
они имеют право на справедливое и публичное заслушание
компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным в
соответствии с законом. 2. На трудящихся-мигрантов и членов их семей, обвиняемых в
уголовном преступлении, распространяется презумпция невиновности,
пока в соответствии с законом не будет доказана их виновность. 3. При предъявлении им любого уголовного обвинения
трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на следующий
минимум гарантий: а) быть незамедлительно и подробно информированными на языке,
который они понимают, о характере и основании предъявляемого им
обвинения; b) иметь достаточно времени и возможностей для подготовки
своей защиты и сноситься с адвокатом, которого они выбирают сами; с) быть судимыми без неоправданной задержки; d) быть судимыми в их присутствии и защищать себя лично или
через посредство адвоката, которого они выбирают сами; быть
информированными, если у них нет адвоката, об этом праве; и
пользоваться услугами назначенного им адвоката в любом случае,
когда этого требуют интересы правосудия, и безвозмездно в любом
таком случае, когда у них нет достаточно средств для оплаты таких
услуг; е) допрашивать показывающих против них свидетелей или иметь
право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на
вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, которые
существуют для свидетелей, показывающих против них; f) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если они не
понимают языка, используемого в суде, или не говорят на этом
языке; g) не быть вынужденными к даче показаний против самих себя
или к признанию своей виновности. 4. В отношении несовершеннолетних процесс должен быть таков,
чтобы учитывать их возраст и желательность содействия их
перевоспитанию. 5. Трудящиеся-мигранты и члены их семей, осужденные за
какое-либо преступление, имеют право на то, чтобы их осуждение и
приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией
согласно закону. 6. Если трудящийся-мигрант или член его или ее семьи
окончательным решением был осужден за уголовное преступление и
если вынесенный ему или ей приговор был впоследствии отменен или
он или она были помилованы на том основании, что какое-либо новое
или вновь открывшееся обстоятельство неоспоримо доказывает наличие
судебной ошибки, то лицо, понесшее наказание в результате такого
осуждения, получает компенсацию в соответствии с законом, если не
будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было
своевременно обнаружено исключительно или отчасти по вине
соответствующего лица. 7. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не может
быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он или
она были окончательно осуждены или оправданы в соответствии с
законом и уголовно-процессуальным правом соответствующего
государства.
Статья 19
1. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не может быть
признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления
вследствие какого-либо действия или бездействия, которое, согласно
действовавшему в момент его совершения внутригосударственному
законодательству или международному праву, не являло уголовным
преступлением; не может также назначаться более тяжкое наказание,
чем то, которое подлежало применению в момент его совершения. Если
после совершения правонарушения законом устанавливается более
легкое наказание, то на него или на нее распространяется действие
этого закона. 2. При вынесении приговора за правонарушение, совершенное
трудящимся-мигрантом или членом его или ее семьи, следует
принимать во внимание гуманитарные соображения, касающиеся статуса
трудящихся-мигрантов, в частности в отношении его или ее права
проживания или получения работы.
Статья 20
1. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не должен
подвергаться тюремному заключению только на основании невыполнения
какого-либо договорного обязательства. 2. Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не должен
лишаться разрешения на проживание или получение работы или
высылаться только на основании невыполнения обязательства,
вытекающего из трудового соглашения, если только выполнение такого
обязательства не представляет собой одно из условий получения
такого разрешения.
Статья 21
Никто, кроме государственного должностного лица, наделенного
законом соответствующими полномочиями, не может в законном порядке
конфисковать, уничтожить или попытаться уничтожить документы,
удостоверяющие личность, документы, дающие разрешение на въезд или
пребывание, проживание или поселение на национальной территории,
или разрешение на работу. Никакая санкционированная конфискация
таких документов не должна производиться без выдачи подробной
расписки. Ни в коем случае не допускается уничтожение паспорта или
аналогичного документа трудящегося-мигранта или члена его или ее
семьи.
Статья 22
1. На трудящихся-мигрантов и членов их семей не
распространяются меры коллективной высылки. Каждый случай высылки
рассматривается и решается в индивидуальном порядке. 2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут быть высланы с
территории Государства-участника лишь во исполнение решения,
принятого компетентным органом в соответствии с законом. 3. Такое решение доводится до их сведения на языке, который
они понимают. В тех случаях, когда это не носит обязательного
характера, по их просьбе решение доводится до их сведения в
письменном виде и, при отсутствии исключительных обстоятельств,
связанных с интересами государственной безопасности, сообщаются
также причины принятия такого решения. Заинтересованные лица
уведомляются об этих правах до вынесения или, в крайнем случае, во
время вынесения решения. 4. За исключением случаев, когда окончательное решение
выносится судебным органом, заинтересованные лица имеют право на
представление доводов против своей высылки и на пересмотр дела
компетентным органом, если иного не требуют высшие интересы
государственной безопасности. До такого пересмотра
заинтересованные лица имеют право ходатайствовать о
приостановлении решения о высылке. 5. Если уже исполненное решение о высылке впоследствии
отменяется, заинтересованные лица имеют право ходатайствовать о
компенсации в соответствии с законом, и принятое ранее решение не
может быть использовано с целью воспрепятствовать их повторному
въезду в данное государство. 6. В случае высылки соответствующим лицам перед выездом или
после выезда предоставляется разумная возможность урегулировать
любые претензии, связанные с заработной платой или другими
причитающимися им выплатами, и любые неисполненные обязательства. 7. Без ущерба для осуществления решения о высылке
трудящийся-мигрант или член его или ее семьи, на которого
распространяется это решение, может просить разрешения на въезд в
другое государство, помимо государства его или ее происхождения. 8. В случае высылки трудящегося-мигранта или члена его или ее
семьи он не несет расходы, связанные с высылкой. Соответствующему
лицу может быть предъявлено требование оплатить свои расходы по
переезду. 9. Сама высылка из государства работы по найму не наносит
ущерба каким-либо преобретенным в соответствии с законами этого
государства правами трудящегося-мигранта или члена его или ее
семьи, включая право на получение заработной платы и других
причитающихся ему или ей выплат.
Статья 23
Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на получение
защиты и помощи со стороны консульских или дипломатических
учреждений государств своего происхождения или государства,
представляющего интересы этого государства, когда нарушаются
права, признанны в настоящей Конвенции. В частности, в случае
высылки соответствующее лицо безотлагательно информируется об этом
праве, и власти высылающего государства содействуют осуществлению
этого права.
Статья 24
Каждый трудящийся-мигрант и любой член семьи
трудящегося-мигранта повсюду имеют право на признание его
правосубъектности.
Статья 25
1. Трудящиеся-мигранты пользуются не менее благоприятным
обращением, чем то, которое применяется к гражданам государства
работы по найму, в вопросах вознаграждения и: а) других условий труда, а именно: сверхурочного времени,
рабочего времени, еженедельного отдыха, оплачиваемых отпусков,
безопасности, охраны здоровья, прекращения трудовых
взаимоотношений и любых других условий труда, на которые в
соответствии с национальными законами и практикой распространяется
это понятие; b) других условий занятости, а именно: минимального возраста
занятости, ограничения надомного труда и любых других вопросов,
которые в соответствии с национальными законами и практикой
считаются условиями занятости. 2. Отклонение от принципа равного обращения, упомянутого в
пункте 1 настоящей статьи, в частных договорах найма являются
незаконным. 3. Государства-участники принимают все надлежащие меры для
обеспечения того, чтобы трудящиеся-мигранты не лишались никаких
прав, вытекающих из настоящего принципа, в силу какого-либо
отклонения в статусе их пребывания или занятости. В частности
работодатели не освобождаются от каких-либо правовых или
договорных обязательств, и их обязательства никоим образом не
будут ограничены в силу любого такого отклонения.
Статья 26
Государства-участники признают право трудящихся-мигрантов и
членов их семей: а) принимать участие в собраниях и мероприятиях профсоюзов и
любых других ассоциаций, созданных в соответствии с законом с
целью защиты их экономических, социальных, культурных и других
интересов, подчиняясь только правилам соответствующей организации; b) свободно вступать в любые профессиональные союзы и любые,
такие вышеупомянутые ассоциации, подчиняясь только правилам
соответствующей организации; с) обращаться за помощью и поддержкой к любому
профессиональному союзу и любой такой вышеупомянутой ассоциации. 2. На осуществление этих прав не могут накладываться
какие-либо ограничения, помимо ограничений, которые предусмотрены
законом и необходимы в демократическом обществе для обеспечения
интересов национальной безопасности, общественного порядка (ordre
public) или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 27
1. Что касается социального обеспечения, то
трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются в государстве
работы по найму правами наравне с его гражданами в той степени, в
какой они выполняют требования, предусмотренные применимым
законодательством этого государства и применимыми двусторонними
или многосторонними договорами. Компетентные органы государства
происхождения и государства работы по найму могут в любое время
установить необходимые процедуры для определения условий
применения этой нормы. 2. В тех случаях, когда применимое законодательство не
предусматривает трудящимся-мигрантам и членам их семей права на
пособие, соответствующие государства рассматривают возможность
возмещения заинтересованным лицам суммы взносов, сделанных ими в
связи с этим пособием, на основе равенства обращения с гражданами
соответствующего государства.
Статья 28
Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на получение
любой медицинской помощи, которая является крайне необходимой для
сохранения их жизни или избежания непоправимого ущерба их здоровью
на основе равенства с гражданами соответствующего государства. Им
нельзя отказывать в такой срочной медицинской помощи в силу
каких-либо отклонений, в том что касается пребывания или
занятости.
Статья 29
Каждый ребенок трудящегося-мигранта имеет право на имя,
регистрацию рождения и гражданство.
Статья 30
Каждый ребенок трудящегося-мигранта имеет основное право на
образование на основе равенства обращения с гражданами
соответствующего государства. Не может быть отказано в посещении
государственных дошкольных учебных заведений или школ или
ограничено это посещение по причине отсутствия постоянного
статуса, в том, что касается пребывания или занятости любого из
родителей, или по причине отсутствия постоянного статуса, в том,
что касается пребывания ребенка в государстве работы по найму.
Статья 31
1. Государства-участники обеспечивают уважение культурной
самобытности трудящихся-мигрантов и членов их семей и не
препятствуют им поддерживать культурные связи с государством их
происхождения. 2. Государства-участники могут принимать соответствующие меры
в целях оказания помощи и содействия усилиям в этом отношении.
Статья 32
Трудящиеся-мигранты и члены их семей по окончании своего
пребывания в государстве работы по найму имеют право переводить
свои заработанные средства и сбережения и, в соответствии с
применимым законодательством соответствующего государства,
вывозить свое личное имущество и вещи.
Статья 33
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на
получение от государства происхождения, государства работы по
найму или государства транзита - в зависимости от обстоятельств -
информации, касающейся: а) их прав, вытекающих из настоящей Конвенции; b) условий их пребывания, их прав и обязанностей согласно
законам и практике соответствующих государств и таких других
вопросов, которые позволят им соблюдать административные и другие
формальности в этом государстве. 2. Государства-участники принимают все меры, которые они
считают целесообразными, для распространения указанной информации
или для обеспечения ее предоставления нанимателями, профсоюзами
или другими соответствующими органами или учреждениями. По мере
необходимости они сотрудничают с другими заинтересованными
государствами. 3. Такая адекватная информация предоставляется
трудящимся-мигрантам и членам их семей по их просьбе бесплатно и,
по возможности, на языке, который они могут понять.
Статья 34
Ничто в настоящей части Конвенции не освобождает
трудящихся-мигрантов и членов их семей от обязательства соблюдать
законы и правила любого государства транзита и государства работы
по найму или от обязательств уважать культурную самобытность
жителей таких государств.
Статья 35
Ничто в настоящей части Конвенции не должно толковаться как
подразумевающее установление постоянного статуса для
трудящихся-мигрантов или членов их семей, которые не имеют
документов или постоянного статуса или какого-либо права на
получение такого постоянного статуса, равно как не должно
препятствовать осуществлению мер, направленных на обеспечение
разумных и справедливых условий для международной миграции в
соответствии с положениями части VI настоящей Конвенции.
Часть IV
Другие права трудящихся-мигрантов и членов их семей,
имеющих документы или постоянный статус
Статья 36
Трудящиеся-мигранты и члены их семей, имеющие документы или
постоянный статус в государстве работы по найму, пользуются помимо
прав, установленных в части III, правами, установленными в
настоящей части Конвенции.
Статья 37
Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право быть
полностью информированными государством происхождения или
государством работы по найму, в зависимости от конкретного случая,
еще до своего отъезда или, самое позднее, в момент их въезда в
государство работы по найму, о всех условиях их допуска и, в
частности, об условиях их пребывания и оплачиваемой деятельности,
которой они могут заниматься, а также относительно требований,
которые они должны соблюдать в государстве работы по найму и
относительно органа, в который они должны обращаться с целью
какого-либо изменения этих условий.
Статья 38
1. Государства работы по найму прилагают все усилия к тому,
чтобы разрешать трудящимся-мигрантам и членам их семей временно
отсутствовать без ущерба для разрешения на пребывание или на
работу, в зависимости от конкретного случая. При этом государства
работы по найму принимают во внимание особые потребности и
обязанности трудящихся-мигрантов и членов их семей, в особенности
в государствах происхождения. 2. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право быть
полностью информированными об условиях выдачи такого разрешения на
временное отсутствие.
Статья 39
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются правом
свободного передвижения по территории государства работы по найму
и свободой выбора местожительства в нем. 2. Упомянутые в пункте 1 настоящей статьи права не подлежат
никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом,
необходимы для охраны национальной безопасности, общественного
порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или
прав и свобод других лиц и совместимы с признаваемыми в настоящей
Конвенции другими правами.
Статья 40
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право создавать
ассоциации и профсоюзы в государстве работы по найму с целью
обеспечения и защиты своих экономических, социальных, культурных и
иных интересов. 2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах национальной безопасности,
общественного порядка (ordre public) или защиты прав и свобод
других лиц.
Статья 41
1. Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право
участвовать в общественной жизни государства своего пребывания,
избирать и быть избранными в этом государстве в соответствии с
законодательством этого государства. 2. Государства, которых это касается, содействуют, по мере
необходимости и в соответствии со своим законодательством,
осуществлению этих прав.
Статья 42
1. Государства-участники рассматривают вопрос о создании
процедур или институтов, через посредство которых могли бы
учитываться как в государствах происхождения, так и в государствах
работы по найму особые нужды, чаяния и обязанности
трудящихся-мигрантов и членов их семей, и предусматривают, в
соответствующих случаях, возможность того, чтобы
трудящиеся-мигранты и члены их семей имели в этих институтах своих
свободно выбранных представителей. 2. Государства работы по найму содействуют, в соответствии с
их национальным законодательством тому, чтобы с
трудящимися-мигрантами и членами их семей консультировались при
принятии решений, касающихся жизни и управления местными общинами,
или тому, чтобы они участвовали в принятии таких решений. 3. Трудящиеся-мигранты могут пользоваться политическими
правами в государстве работы по найму, если это государство в
осуществление своего суверенитета предоставляет им такие права.
Статья 43
1. Трудящиеся-мигранты пользуются равным режимом с гражданами
государства работы по найму в отношении: а) доступа к учебным заведениям и услугам в соответствии с
условиями приема и другими правилами, действующими в отношении
соответствующих заведений и услуг; b) доступа к службам профессиональной ориентации и
трудоустройства; с) доступа в заведения и учреждения профессиональной
подготовки и переподготовки; d) обеспечения жильем, в том числе жильем, предоставляемым по
программам социального обеспечения, и защиты от эксплуатации через
арендную плату за жилье; е) доступа к социальному и медицинскому обслуживанию при
условии соблюдения требований, предъявляемых в отношении участия в
соответствующих программах;


Якщо Ви побачили помилку в тексті, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl-Enter. Будемо вдячні!

вгору