Статут Організації Об'єднаних Націй і Статут Міжнародного Суду
ООН; Статут, Міжнародний документ від 26.06.1945
Документ 995_010, чинний, поточна редакція — Редакція від 16.09.2005, підстава - 995_e56


     c) Поощрять уважение прав  человека  и  основных  свобод  для 
всех, без различия расы, пола, языка, религии, и поощрять
признание взаимозависимости народов мира; d) Обеспечивать равное отношение к Членам Организации и их
гражданам в области социальной, экономической и торговой, а также
равное отношение к ним в отправлении правосудия без ущерба для
достижения вышеизложенных задач и при условии соблюдения положений
статьи 80.
Статья 77
1. Система опеки распространяется на такие территории из
нижеперечисленных категорий, которые могут быть включены в нее
соглашениями об опеке: a) Территории, ныне находящиеся под мандатом; b) Территории, которые могут быть отторгнуты от вражеских
государств, в результате второй мировой войны, и с) Территории, добровольно включенные в систему опеки
государствами, ответственными за их управление. 2. Вопрос о том, какие из территорий вышеперечисленных
категорий должны быть включены в систему опеки и на каких
условиях, будет предметом последующего соглашения.
Статья 78
Система опеки не распространяется на страны, ставшие Членами
Организации, отношения между которыми должны основываться на
уважении принципа суверенного равенства.
Статья 79
Условия опеки для каждой территории, подлежащей включению в
систему опеки, в том числе все изменения и поправки, определяются
соглашениями непосредственно заинтересованных государств, включая
страны-мандатарии, в том случае, если территории находятся под
мандатом одного из Членов Организации, и утверждаются, как
предусмотрено в статьях 83 и 85.
Статья 80
1. За исключением случаев, которые могут быть согласованы в
индивидуальных соглашениях об опеке, заключенных согласно статьям
77, 79 и 81, включающих каждую территорию в систему опеки, и
впредь до заключения таких соглашений ничто в настоящей Главе не
должно толковаться как изменение каким-либо образом каких бы то ни
было прав любых государств или любых народов или условий
существующих международных соглашений, участниками которых могут
быть соответственно Члены Организации. 2. Пункт 1 настоящей статьи не должен толковаться как дающий
основания для задержки или отсрочки переговоров и заключения
соглашений о включении подмандатных и других территорий в систему
опеки, как это предусмотрено в статье 77.
Статья 81
Соглашение об опеке в каждом случае должно включать условия,
на которых будет управляться территория под опекой, а также
определять власть, которая будет осуществлять управление
территорией под опекой. Такая власть, называемая далее управляющей
властью, может представлять собою одно или более государств или
Организацию Объединенных Наций, как таковую.
Статья 82
В любом соглашении об опеке может определяться
стратегический район или районы, которые могут включать часть или
всю территорию под опекой, на которую распространяется соглашение,
без ущерба для какого бы то ни было особого соглашения или
соглашений, заключенных на основании статьи 43.
Статья 83
1. Все функции Организации Объединенных Наций, относящиеся к
стратегическим районам, включая утверждение условий соглашений об
опеке и их изменений или поправок к ним, осуществляются Советом
Безопасности. 2. Основные цели, изложенные в статье 76, относятся к народу
каждого из стратегических районов. 3. Совет Безопасности, соблюдая условия соглашений об опеке
и без ущерба для требований безопасности, пользуется помощью
Совета по Опеке для выполнения тех функций Организации
Объединенных Наций, в соответствии с системой опеки, которые
относятся к политическим, экономическим и социальным вопросам, а
также к вопросам в области образования в стратегических районах.
Статья 84
Обязанностью управляющей власти является обеспечение того,
чтобы территория под опекой играла свою роль в поддержании
международного мира и безопасности. С этой целью управляющая
власть уполномочивается использовать добровольные вооруженные
силы, средства обслуживания и помощь территории под опекой при
выполнении обязательств, принятых в этом отношении управляющей
властью перед Советом Безопасности, а равно и для местной обороны
и поддержания закона и порядка в пределах территории под опекой.
Статья 85
1. Функции Организации Объединенных Наций в отношении
соглашений об опеке для всех районов, не отнесенных к числу
стратегических, включая утверждение условий соглашений об опеке и
их изменений или поправок к ним, осуществляются Генеральной
Ассамблеей. 2. Совет по Опеке, действующий под руководством Генеральной
Ассамблеи, помогает Генеральной Ассамблее в выполнении этих
функций.
Глава XIII
Совет по Опеке
Состав
Статья 86
1. Совет по Опеке состоит из следующих Членов Организации
Объединенных Наций: а) Тех Членов Организации, которые управляют территориями
под опекой; b) Тех Членов Организации, поименованных в статье 23, которые
не управляют территориями под опекой; с) Такого числа других Членов Организации, избранных
Генеральной Ассамблеей на трехгодичный срок, какое может оказаться
необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета
по Опеке распределялось поровну между Членами Организации,
управляющими и не управляющими территориями под опекой. 2. Каждый Член Совета по Опеке назначит одно особо
квалифицированное лицо, которое будет его представителем в Совете
по Опеке.
Функции и полномочия
Статья 87
Генеральная Ассамблея и находящийся под ее руководством
Совет по Опеке при выполнении своих функций, уполномочивается: а) Рассматривать отчеты, представляемые управляющей властью; b) Принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с
управляющей властью; с) Устраивать периодические посещения соответствующих
территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки,
и; d) Предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии
с условиями соглашений по опеке.
Статья 88
Совет по Опеке разрабатывает анкету относительно
политического, экономического и социального прогресса населения
каждой территории под опекой, а также его прогресса в области
образования, а управляющая власть каждой территории под опекой,
входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет
последней ежегодные доклады на основе этой анкеты.
Голосование
Статья 89
1. Каждый член Совета по Опеке имеет один голос. 2. Решения Совета по Опеке принимаются большинством голосов
присутствующих и участвующих в голосовании членов Совета.
Процедура
Статья 90
1. Совет по Опеке принимает свои собственные правила
процедуры, включая избрание своего Председателя. 2. Заседания Совета по Опеке созываются по мере надобности в
соответствии с его правилами процедуры, которые должны
предусматривать созыв заседаний по требованию большинства членов
Совета.
Статья 91
Совет по Опеке пользуется в соответствующих случаях помощью
Экономического и Социального Совета и специализированных
учреждений в отношении вопросов, в которых они соответственно
заинтересованы.
Глава XIV
Международный Суд
Статья 92
Международный Суд является главным судебным органом
Организации Объединенных Наций. Он действует в соответствии с
прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной Палаты
Международного Правосудия и образует неотъемлемую часть настоящего
Устава.
Статья 93
1. Все Члены Организации являются ipso facto участниками
Статута Международного Суда. 2. Государство, не являющееся Членом Организации, может стать
участником Статута Международного Суда на условиях, которые
определяются, в каждом отдельном случае, Генеральной Ассамблеей по
рекомендации Совета Безопасности.
Статья 94
1. Каждый Член Организации обязуется выполнить решение
Международного Суда по тому делу, в котором он является стороной. 2. В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит
обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона
может обратиться в Совет Безопасности, который может, если
признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о
принятии мер для приведения решения в исполнение.
Статья 95
Настоящий Устав ни в коей мере не препятствует Членам
Организации поручать разрешение своих разногласий другим судам, в
силу уже существующих соглашений или таких, которые могут быть
заключены в будущем.
Статья 96
1. Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут
запрашивать от Международного Суда консультативные заключения по
любому юридическому вопросу. 2. Другие органы Организации Объединенных Наций и
специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может
дать в любое время разрешение на это, также могут запрашивать
консультативные заключения Суда по юридическим вопросам,
возникающим в пределах их круга деятельности.
Глава XV
Секретариат
Статья 97
Секретариат состоит из Генерального Секретаря и такого
персонала, который может потребоваться для Организации.
Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по
рекомендации Совета Безопасности. Генеральный Секретарь является
главным административным должностным лицом Организации.
Статья 98
Генеральный Секретарь действует в этом качестве на всех
заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности,
Экономического и Социального Совета и Совета по Опеке и выполняет
такие другие функции, какие возлагаются на него этими органами.
Генеральный Секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный
отчет о работе Организации.
Статья 99
Генеральный Секретарь имеет право доводить до сведения
Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению,
могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
Статья 100
1. При исполнении своих обязанностей Генеральный Секретарь и
персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания
от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для
Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые
могли бы отразиться на их положении как международных должностных
лиц, ответственных только перед Организацией. 2. Каждый Член Организации обязуется уважать строго
международный характер обязанностей Генерального Секретаря и
персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при
исполнении ими своих обязанностей.
Статья 101
1. Персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем,
согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. 2. Надлежащий персонал выделяется для постоянной работы в
Экономический и Социальный Совет, в Совет по Опеке и, по мере
надобности, в другие органы Организации. Этот персонал составляет
часть Секретариата. 3. При приеме на службу и определении условий службы следует
руководствоваться, главным образом, необходимостью обеспечить
высокий уровень работоспособности, компетентности и
добросовестности. Должное внимание следует уделять важности
подбора персонала на возможно более широкой географической основе.
Глава XVI
Разные постановления
Статья 102
1. Всякий договор и всякое международное соглашение,
заключенные любым Членом Организации после вступления в силу
настоящего Устава, должны быть, при первой возможности,
зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. 2. Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном
соглашении, не зарегистрированных в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, не может ссылаться на такой договор или
соглашение ни в одном из органов Организации Объединенных Наций.
Статья 103
В том случае, когда обязательства Членов Организации по
Настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по
какому-либо другому международному соглашению, преимущественную
силу имеют обязательства по настоящему Уставу.
Статья 104
Организация Объединенных Наций пользуется на территории
каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может
оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее
целей.
Статья 105
1. Организация Объединенных Наций пользуется на территории
каждого из своих Членов такими привилегиями и иммунитетами,
которые необходимы для достижения ее целей. 2. Представители Членов Организации и ее должностные лица
также пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы
для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с
деятельностью Организации. 3. Генеральная Ассамблея может делать рекомендации для
определения деталей применения пунктов 1 и 2 настоящей статьи, а
также может предлагать Членам Организации конвенции для этой цели.
Глава XVII
Мероприятия по безопасности
в переходной период
Статья 106
Впредь до вступления в силу таких упомянутых в статье 43
особых соглашений, какие, по мнению Совета Безопасности, дают ему
возможность начать осуществление своих обязанностей, согласно
статье 42, участники Декларации Четырех Держав, подписанной в
Москве 30 октября 1943 г., и Франция будут, в соответствии с
положениями пункта 5 этой Декларации, консультироваться друг с
другом и, в случае необходимости, с другими Членами Организации с
целью таких совместных действий от имени Организации, какие могут
оказаться необходимыми для поддержания международного мира и
безопасности.
Статья 107
Настоящий Устав ни в коей мере не лишает юридической силы
действия, предпринятые или санкционированные в результате второй
мировой войны несущими ответственность за такие действия
правительствами, в отношении любого государства, которое в течение
второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших
настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям.
Глава XVIII
Поправки
Статья 108
Поправки к настоящему Уставу вступают в силу для всех Членов
Организации, после того как они приняты двумя третями голосов
членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы, в соответствии с их
конституционной процедурой, двумя третями Членов Организации,
включая всех постоянных членов Совета Безопасности.
Статья 109
1. С целью пересмотра настоящего Устава может быть созвана
Генеральная конференция Членов Организации Объединенных Наций в
срок и в месте, которые должны быть определены двумя третями
голосов членов Генеральной Ассамблеи, и голосами любых девяти
членов Совета Безопасности. Каждый Член Организации будет иметь на
Конференции один голос. 2. Любое изменение настоящего Устава, рекомендованное двумя
третями голосов участников Конференции, вступит в силу по
ратификации, в соответствии с их конституционной процедурой, двумя
третями Членов Организации, включая всех постоянных членов Совета
Безопасности. 3. Если такая Конференция не состоится до десятой ежегодной
сессии Генеральной Ассамблеи, считая со вступления настоящего
Устава в силу, предложение созвать такую Конференцию включается в
повестку дня этой сессии Генеральной Ассамблеи, и Конференция
созывается, если это будет решено простым большинством голосов
членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых семи членов Совета
Безопасности.
Глава XIX
Ратификация и подписание
Статья 110
1. Настоящий Устав подлежит ратификации подписавшими его
государствами, в соответствии с их конституционной процедурой. 2. Ратификационные грамоты должны сдаваться на хранение
Правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет извещать о
сдаче на хранение каждой грамоты все государства, подписавшие
Устав, также как и Генерального Секретаря Организации, когда он
будет назначен. 3. Настоящий Устав вступит в силу по сдаче на хранение
ратификационных грамот Китайской Республикой, Францией, Союзом
Советских Социалистических Республик, Соединенным Королевством
Великобритании и Северной Ирландии и Соединенными Штатами Америки
и большинством других государств, подписавших Устав. После этого
Правительством Соединенных Штатов Америки будет составлен протокол
о сдаче на хранение ратификационных грамот, копии с которого будут
разосланы всем подписавшим Устав государствам. 4. Государства, подписавшие настоящий Устав, которые
ратифицируют его после того, как он вступил в силу, станут
Первоначальными Членами Организации Объединенных Наций со дня
сдачи ими на хранение своих соответствующих ратификационных
грамот.
Статья 111
Настоящий Устав, китайский, французский, русский, английский
и испанский тексты которого являются равно аутентичными, будет
храниться в архиве Правительства Соединенных Штатов Америки. Это
Правительство препровождает копии Устава, должным образом
заверенные, Правительствам всех других подписавших его государств. В Удостоверение Чего представители Правительств Объединенных
Наций подписали настоящий Устав. Составлено в городе Сан-Франциско, июня двадцать шестого
дня, тысяча девятьсот сорок пятого года.
_________________________
Вступил в силу 24 октября 1945 г.
Статут Международного Суда
Статья 1
Международный Суд, учрежденный Уставом Объединенных Наций в
качестве главного судебного органа Объединенных Наций, образуется
и действует в соответствии с нижеследующими постановлениями
настоящего Статута.
Глава I
Организация Суда
Статья 2
Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне
зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных
качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах
для назначения на высшие судебные должности, или являющихся
юристами с признанным авторитетом в области международного права.
Статья 3
1. Суд состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не
может быть двух граждан одного и того же государства. 2. Лицо, которое можно рассматривать, в применении к составу
Суда, как гражданина более чем одного государства, считается
гражданином того государства, в котором он обычно пользуется
своими гражданскими и политическими правами.
Статья 4
1. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом
Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению
национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда, согласно
нижеследующим положениям. 2. Что касается Членов Объединенных Наций, не представленных
в Постоянной Палате Третейского Суда, то кандидаты выставляются
национальными группами, назначенными для этой цели их
правительствами, с соблюдением условий, установленных для Членов
Постоянной Палаты Третейского Суда статьей 44 Гаагской Конвенции
1907 года о мирном решении международных столкновений ( 995_938 ). 3. Условия, на которых государство-участник настоящего
Статута, но не входящее в состав Объединенных Наций, может
участвовать в избрании членов Суда, определяются, при отсутствии
особого соглашения, Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета
Безопасности.
Статья 5
1. Не позднее чем за три месяца до дня выборов Генеральный
Секретарь Объединенных Наций обращается к членам Постоянной Палаты
Третейского Суда, принадлежащим к государствам-участникам
настоящего Статута, и к членам национальных групп, назначенных в
порядке пункта 2 статьи 4, с письменным предложением о том, чтобы
каждая национальная группа указала, в течение определенного срока,
кандидатов, могущих принять на себя обязанности членов Суда. 2. Никакая группа не может выставить более четырех
кандидатов, причем не более двух кандидатов могут состоять в
гражданстве государства, представляемого группой. Число
кандидатов, выставленных группой, ни в коем случае не может
превышать более чем вдвое число мест, подлежащих заполнению.
Статья 6
Рекомендуется, чтобы каждая группа до выставления кандидатур
запрашивала мнение высших судебных установлений, юридических
факультетов, правовых высших учебных заведений и академий своей
страны, а также национальных отделений международных академий,
занимающихся изучением права.
Статья 7
1. Генеральный Секретарь составляет в алфавитном порядке
список всех лиц, чьи кандидатуры были выставлены. Кроме случая,
предусмотренного в пункте 2 статьи 12, только лица, внесенные в
этот список, могут быть избраны. 2. Генеральный Секретарь представляет этот список Генеральной
Ассамблее и Совету Безопасности.
Статья 8
Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности приступают к
выборам членов Суда независимо друг от друга.
Статья 9
При избрании избиратели должны иметь в виду, что не только
каждый избранный в отдельности должен удовлетворять требованиям,
но и весь состав судей в целом должен обеспечить представительство
главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.
Статья 10
1. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное
большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете
Безопасности. 2. Любое голосование в Совете Безопасности как при выборах
судей, так и при назначении членов согласительной комиссии,
предусмотренной статьей 12, производится без всякого различия
между постоянными и непостоянными членами Совета Безопасности. 3. В случае, если бы абсолютное большинство голосов было
подано и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности более
чем за одного гражданина того же государства, избранным считается
лишь старший по возрасту.
Статья 11
Если после первого заседания, созванного для выборов, одно
или несколько мест окажутся незаполненными, состоится второе, а в
случае надобности и третье заседание.
Статья 12
1. Если после третьего заседания одно или несколько мест
окажутся незаполенными, то в любое время, по требованию либо
Генеральной Ассамблеи, либо Совета Безопасности, может быть
созвана согласительная комиссия в составе шести членов: трех по
назначению Генеральной Ассамблеи и трех по назначению Совета
Безопасности, для избрания абсолютным большинством голосов одного
лица на каждое еще свободное место и представления его кандидатуры
на усмотрение Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. 2. Если согласительная комиссия единогласно остановится на
кандидатуре какого-либо лица, удовлетворяющего предъявляемым
требованиям, его имя может быть включено в список, хотя бы оно и
не было внесено в кандидатские списки, предусмотренные статьей 7. 3. Если согласительная комиссия придет к убеждению, что
выборы не могут состояться, тогда члены Суда, уже избранные,
приступают в срок, определяемый Советом Безопасности, к заполнению
свободных мест путем избрания членов Суда из числа кандидатов, за
которых были поданы голоса либо Генеральной Ассамблее, либо в
Совете Безопасности. 4. В случае равенства голосов судей голос старшего по
возрасту дает перевес.
Статья 13
1. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть
переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого
состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти
судей - через шесть лет. 2. Генеральный Секретарь немедленно по окончании первых
выборов определяет по жребию, кто из судей считается избранным на
указанные выше первоначальные сроки в три года и в шесть лет. 3. Члены Суда продолжают исполнять свою должность впредь до
замещения они обязаны закончить начатые дела. 4. В случае подачи членом Суда заявления об отставке это
заявление адресуется Председателю Суда для передачи Генеральному
Секретарю. По получении последним заявления место считается
вакантным.
Статья 14
Открывшиеся вакансии заполняются тем же порядком, который
установлен для первых выборов, с соблюдением нижеследующего
правила: в течение месяца после открытия вакансии Генеральный
Секретарь приступает к посылке приглашений, предусмотренных
статьей 5, а день выборов устанавливается Советом Безопасности.
Статья 15
Член Суда, избранный взамен члена, срок полномочий которого
еще не истек, остается в должности до истечения срока полномочий
своего предшественника.
Статья 16
1. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или
административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому
другому занятию профессионального характера. 2. Сомнения по настоящему вопросу разрешаются определением
Суда.
Статья 17
1. Никто из членов Суда не может исполнять обязанностей
представителя, поверенного или адвоката ни в каком деле. 2. Никто из членов Суда не может участвовать в разрешении
какого-либо дела, в котором он ранее участвовал в качестве
председателя, поверенного или адвоката одной из сторон, или члена
национального или международного суда, следственной комиссии или в
каком-либо ином качестве. 3. Сомнения по настоящему вопросу разрешаются определением
Суда.
Статья 18
1. Член Суда не может быть отрешен от должности, кроме
случая, когда, по единогласному мнению прочих членов, он
перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. 2. Об этом Генеральный Секретарь официально уведомляется
Секретарем Суда. 3. По получению этого уведомления место считается вакантным.
Статья 19
Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей
пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Статья 20
Каждый член Суда обязан до вступления в должность сделать в
открытом заседании Суда торжественное заявление, что он будет
отправлять свою должность беспристрастно и добросовестно.
Статья 21
1. Суд избирает Председателя и Вице-Председателя на три
года. Они могут быть переизбраны. 2. Суд назначает своего Секретаря и может принять меры для
назначения таких других должностных лиц, которые могут оказаться
необходимыми.
Статья 22
1. Местопребыванием Суда является Гаага. Это, однако, не
препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других
местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. 2. Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте
пребывания Суда.
Статья 23
1. Суд заседает постоянно за исключением судебных вакаций,
сроки и длительность которых устанавливаются Судом. 2. Члены Суда имеют право на периодический отпуск, время и
продолжительность которого определяются Судом, причем принимается
во внимание расстояние от Гааги до постоянного места жительства
каждого судьи на родине. 3. Члены Суда обязаны быть в распоряжении Суда во всякое
время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по
причине болезни или по иным серьезным основаниям, должным образом
объясненным Председателю.
Статья 24
1. Если по какой-либо особой причине член Суда считает, что
он не должен участвовать в разрешении определенного дела, он
сообщает об этом Председателю. 2. Если Председатель находит, что какой-либо из членов Суда
не должен по какой-либо особой причине участвовать в заседании по
определенному делу, он предупреждает его об этом. 3. Если при этом возникает разногласие между членом Суда и
Председателем, то оно разрешается определением Суда.
Статья 25
1. Кроме случаев, специально предусмотренных в настоящем
Статуте, Суд заседает в полном составе. 2. При условии, что число судей, имеющихся на лицо для
образования Суда, не меньше одиннадцати, Регламент Суда может
предусмотреть, что один или несколько судей могут быть, в
зависимости от обстоятельств, освобождены по очереди от участия в
заседаниях. 3. Кворум в девять судей достаточен для образования судебного
присутствия.
Статья 26
1. Суд может, по мере надобности, образовать одну или
несколько камер, в составе трех или более судей, по усмотрению
Суда для разбора определенных категорий дел, например трудовых дел
и дел, касающихся транзита и связи. 2. Суд может в любое время образовать камеру для разбора
определенного дела. Число судей, образующих такую камеру,
определяется Судом с одобрения сторон. 3. Дела заслушиваются и разрешаются камерами,
предусмотренными настоящей статьей, если стороны об этом просят.
Статья 27
Решение, постановленное одной из камер, предусмотренных в
статьях 26 и 29, считается вынесенным самим Судом.
Статья 28
Камеры, предусмотренные статьями 26 и 29, могут, с согласия
сторон, заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо
Гааги.
Статья 29
В целях ускорения решения дел Суд ежегодно образует камеру в
составе пяти судей, которая, по просьбе сторон, может
рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного
судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя
невозможным принять участие в заседаниях, выделяются дополнительно
два судьи.
Статья 30
1. Суд составляет Регламент, определяющий порядок выполнения
им своих функций. Суд, в частности, устанавливает правила
судопроизводства. 2. В Регламенте Суда может быть предусмотрено участие в
заседаниях Суда или его камер асессоров без права решающего
голоса.
Статья 31
1. Судьи, состоящие в гражданстве каждой из сторон, сохраняют
право участвовать в заседаниях по производящемуся в Суде делу. 2. Если в составе судебного присутствия находится судья,
состоящий в гражданстве одной страны, любая другая сторона может
избрать для участия в присутствии в качестве судьи лицо по своему
выбору. Это лицо избирается преимущественно из числа тех лиц,
которые выдвигались в качестве кандидатов, в порядке,
предусмотренном в статьях 4 и 5. 3. Если в составе судебного присутствия нет ни одного судьи,
состоящего в гражданстве сторон, то каждая из этих сторон может
избрать судью в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящей
статьи. 4. Постановления настоящей статьи применяются к случаям,
предусмотренным в статьях 26 и 29. В таких случаях Председатель
просит одного или, в случае надобности, двух членов Суда из
состава камеры уступить свое место членам Суда, состоящим в
гражданстве заинтересованных сторон, либо, при отсутствии таковых
или в случае невозможности присутствовать, судьям, специально
избранным сторонами. 5. Если у нескольких сторон имеется общий вопрос, то они,
поскольку это касается применения предыдущих постановлений,
рассматриваются как одна сторона. В случае сомнений по этому
вопросу они разрешаются определением Суда. 6. Судьи, избранные согласно изложенному в пунктах 2, 3 и 4
настоящей статьи, должны удовлетворять условиям, требуемым статьей
2 и пунктом 2 статьи 17 и статьями 20 и 24 настоящего Статута. Они
участвуют в принятии решений на равных правах с их коллегами.
Статья 32
1. Члены Суда получают годовой оклад. 2. Председатель получает особую годовую прибавку. 3. Вице-Председатель получает особую прибавку за каждый день,
когда он исполняет обязанности Председателя. 4. Избранные в порядке статьи 31 судьи, не являющиеся членами
Суда, получают вознаграждение за каждый день выполнения ими своих
функций. 5. Эти оклады, прибавки и вознаграждение устанавливаются
Генеральной Ассамблеей. Они не могут быть уменьшены в течение
срока службы. 6. Оклад Секретаря Суда устанавливается Генеральной
Ассамблеей по представлению Суда. 7. Правила, установленные Генеральной Ассамблеей, определяют
условия, на которых членам Суда и Секретарю Суда назначаются
пенсии при выходе их в отставку, равно как и условия, на которых
члены и Секретарь Суда получают возмещение своих путевых
расходов. 8. Указанные выше оклады, прибавки и вознаграждение
освобождаются от всякого обложения.
Статья 33
Объединенные Нации несут расходы Суда в порядке,
определяемом Генеральной Ассамблеей.
Глава II
Компетенция Суда
Статья 34
1. Только государства могут быть сторонами по делам,
разбираемым Судом. 2. На условиях своего Регламента и в соответствии с ним Суд
может запрашивать у публичных международных организаций
информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении,
а также получает подобную информацию, представляемую указанными
организациями по их собственной инициативе. 3. Когда по делу, разбираемому Судом, ему надлежит дать
толкование учредительному документу какой-либо публичной
международной организации или международной конвенции, заключенной
в силу такого документа, Секретарь Суда уведомляет данную
публичную международную организацию и препровождает ей копии всего
письменного производства.
Статья 35
1. Суд открыт для государств, являющихся участниками
настоящего Статута. 2. Условия, на которых Суд открыт для других государств,
определяются Советом Безопасности, с соблюдением особых
постановлений, содержащихся в действующих договорах; эти условия
ни в коем случае не могут поставить стороны в неравное положение
перед Судом. 3. Когда государство, не состоящее Членом Объединенных Наций,
является стороной в деле, Суд определяет сумму, которую эта
сторона должна внести на покрытие расходов Суда. Это постановление
не применяется, если данное государство уже участвует в расходах
Суда.
Статья 36
1. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы
ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом
Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями. 2. Государства-участники настоящего Статута могут в любое
время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso
facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же
обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым
спорам, касающимся: a) толкования договора; b) любого вопроса международного права; c) наличия факта, который если он будет установлен,
представит собой нарушение международного обязательства; d) характера и размеров возмещения, причитающегося за
нарушение международного обязательства. 3. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на
условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на
определенное время. 4. Такие заявления сдаются на хранение Генеральному
Секретарю, который препровождает копии таковых участникам
настоящего Статута и Секретарю Суда. 5. Заявления, сделанные на основании статьи 36 Статута
Постоянной Палаты Международного Правосудия, продолжающие
оставаться в силе, считаются, в отношениях между участниками
настоящего Статута, признанием ими юрисдикции Международного Суда
для себя обязательной на неистекший срок действия этих заявлений и
в соответствии с условиями, в них изложенными. 6. В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается
определением Суда.
Статья 37
Во всех случаях, когда действующие договор или конвенция
предусматривают передачу дела Суду, который должен был быть
учрежден Лигой Наций, или Постоянной Палате Международного
Правосудия, дело между сторонами-участниками настоящего Статута
должно передаваться в Международный Суд.
Статья 38
1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на
основании международного права, применяет: а) международные конвенции как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, определенно признанные спорящими
государствами; b) международный обычай как доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и
доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному
праву различных наций в качестве вспомогательного средства для
определения правовых норм. 2. Это постановление не ограничивает право Суда разрешать
дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны.
Глава III
Судопроизводство
Статья 39
1. Официальными языками Суда являются французский и
английский. Если стороны согласны на ведение дела на французском
языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны
согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится
на английском языке. 2. При отсутствии соглашения относительно того, какой язык
будет применяться, каждая сторона может в судоговорении
пользоваться тем языком, который она предпочитает; решение Суда
выносится на французском или английском языках. В этом случае Суд
одновременно определяет, какой из двух текстов рассматривается в
качестве аутентичного. 3. Суд обязан по ходатайству любой стороны предоставить ей
право пользоваться другим языком помимо французского и
английского.
Статья 40
1. Дела возбуждаются в Суде, в зависимости от обстоятельств,
или нотификацией специального соглашения, или письменным
заявлением на имя Секретаря. В обоих случаях должны быть указаны
предмет спора и стороны. 2. Секретарь немедленно сообщает заявление всем
заинтересованным лицам. 3. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через
посредство Генерального Секретаря, а также другие государства,
имеющие право доступа к Суду.
Статья 41
1. Суд имеет право указать, если, по его мнению, это
требуется обстоятельствами, любые временные меры, которые должны
быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. 2. Впредь до окончания решения сообщение о предлагаемых
мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета
Безопасности.
Статья 42
1. Стороны выступают через представителей. 2. Они могут пользоваться в Суде помощью поверенных или
адвокатов. 3. Представители, поверенные и адвокаты, представляющие
стороны в Суде, пользуются привилегиями и иммунитетами,
необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих
обязанностей.
Статья 43
1. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и
устного судопроизводства. 2. Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и
сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется,
ответов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и
документов. 3. Эти сообщения производятся через Секретаря, в порядке и в
сроки, установленные Судом. 4. Всякий документ, предъявляемый одной из сторон, должен
быть сообщен другой в засвидетельствованной копии. 5. Устное судопроизводство состоит в заслушании Судом
свидетелей, экспертов, представителей поверенных и адвокатов.
Статья 44
1. Для передачи всех извещений другим лицам, кроме
представителей поверенных и адвокатов, Суд обращается
непосредственно к правительству государства, на территории
которого извещение должно быть вручено. 2. То же правило применяется в случаях, когда необходимо
принять меры к получению доказательств на месте.
Статья 45
Слушание дела ведется под руководством Председателя или,
если он не может председательствовать, Вице-Председателя; если ни
тот ни другой не могут председательствовать, председательствует
старший из присутствующих судей.
Статья 46
Слушание дела в Суде производится публично, если не
последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы
публика не была допущена.
Статья 47
1. Каждому судебному заседанию ведется протокол,
подписываемый Секретарем и Председателем. 2. Лишь этот протокол аутентичен.
Статья 48
Суд распоряжается о направлении дела, определяет формы и
сроки, в которые каждая сторона должна окончательно изложить свои
доводы, и принимает все меры, относящиеся к собиранию
доказательств.
Статья 49
Суд может, даже до начала слушания дела, требовать от
представителей предъявления любого документа или объяснений. В
случае отказа составляет акт.
Статья 50
Суд может во всякое время поручить производство
расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро,
комиссии или другой организации по своему выбору.
Статья 51
При слушании дела все относящиеся к делу вопросы
предлагаются свидетелям и экспертам с соблюдением условий,
определяемых Судом в Регламенте, упомянутом в статье 30.
Статья 52
После получения доказательств в установленные для этого
сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и
письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы
предъявить без согласия другой.
Статья 53
1. Если одна из сторон не является в Суд или не представит
своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела
в свою пользу. 2. Суд обязан, до удовлетворения этого ходатайства,
удостовериться не только в подсудности ему дела, согласно статьям
36 и 37, но также и в том, имеет ли это притязание достаточное
фактическое и правовое обоснование.
Статья 54
1. Когда представители, адвокаты и поверенные закончили под
руководством Суда свои объяснения по делу, Председатель объявляет
слушание законченным. 2. Суд удаляется для обсуждения решений. 3. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и
сохраняются в тайне,
Статья 55
1. Все вопросы разрешаются большинством голосов
присутствующих судей. 2. В случае разделения голосов поровну голос Председателя
или замещающего его Судьи дает перевес.
Статья 56
1. В решении должны быть приведены сообщения, на которых оно
основано. 2. Решение содержит имена судей, участвовавших в его
принятии.
Статья 57
Если решение, в целом или в части, не выражает единогласного
мнения судей, то каждый судья имеет право представить свое особое
мнение.
Статья 58
Решение подписывается Председателем и Секретарем Суда. Оно
оглашается в открытом заседании Суда после надлежащего уведомления
представителей сторон.
Статья 59
Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон
и лишь по данному делу.
Статья 60
Решение окончательно и не подлежит обжалованию. В случае
спора о смысле или объеме решения толкование его принадлежит Суду
по требованию любой стороны.
Статья 61
1. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на
основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему
характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые
при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне,
просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая
неосведомленность не была следствием небрежности. 2. Производство по пересмотру открывается определением Суда,
в котором определенно устанавливается наличие нового
обстоятельства с признанием за последним характера, дающего
основание к пересмотру дела, и объявляется о принятии, в силу
этого, просьбы о пересмотре. 3. Суд может потребовать, чтобы условия решения были
выполнены, прежде чем он откроет производство по пересмотру дела. 4. Просьба о пересмотре должна быть заявлена до истечения
шестимесячного срока после открытия новых обстоятельств. 5. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по
истечении десяти лет с момента вынесения решения.
Статья 62
1. Если какое-нибудь государство считает, что решение по
делу может затронуть какой-либо его интерес правового характера,
то это государство может обратиться в Суд с просьбой о разрешении
вступить в дело. 2. Решение по такой просьбе принадлежит Суду.



вгору