Документ 994_864, поточна редакція — Прийняття від 09.09.2003

                   Рекомендация N Rec (2003) 14 
Комитета министров Совета Европы государствам-членам
"О возможности взаимодействия информационных систем
в сфере правосудия"
(9 сентября 2003 года)

неофициальный перевод
Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15 "b"
Устава Совета Европы ( 994_001 ),
учитывая, что целью Совета Европы является достижение большей
сплоченности между его членами;
имея своей целью улучшение качества оказания общественных
услуг гражданам и организациям в сфере правосудия;
утверждая, что эффективная система правосудия играет
существенную роль в укреплении демократии и правовых норм,
поскольку она увеличивает общественное доверие к государственным
властям, в частности к их способности бороться с преступностью и
решению правовых конфликтов;
признавая, что информационные технологии стали необходимыми
для эффективного функционирования системы правосудия, особенно в
свете увеличивающегося объема работы судов и других органов
системы правосудия;
признавая, что эффективное функционирование правосудия в
информационный век требует правового признания и широкого
использования систем электронного обмена информацией между
организациями;
учитывая, что конституционные, правовые и административные
требования и традиции влекут за собой существование больших
различий в информационных системах в сфере правосудия в
государствах-членах;
зная об увеличивающейся сложности информационных систем в
сфере правосудия;
учитывая, что эффективный и безопасный обмен электронной
информацией между различными организациями системы правосудия
требует взаимодействия их информационных систем;
учитывая потенциал взаимодействия для облегчения
межгосударственного правового сотрудничества, чтобы отвечать
увеличивающимся потребностям в более тесном сотрудничестве между
государствами в сфере правосудия;
осознавая различные проблемы взаимодействия информационных
систем в результате административных и технических недостатков;
учитывая необходимость улучшения взаимодействия
информационных систем в сфере правосудия посредством принятия
документа о взаимодействии и коммуникационных стандартов, а также
интегрированных подходов к проектам информационных технологий;
учитывая, что внедрение взаимодействия в сфере правосудия
требует также соответствующих изменений в праве и процессе работы,
а также необходимого обучения персонала;
помня, что решения взаимодействия в сфере правосудия должны
соответствовать особым требованиям государств-членов;
учитывая наличие различных нужд государств-членов в сфере
взаимодействия, появившихся в результате их различных подходов к
развитию информационных технологий в сфере правосудия;
учитывая, что изменения в процессе работы органов правосудия,
вызванные взаимодействием, никаким образом не должны влиять на
конституционные гарантии независимости судов в административном
процессе;
осознавая, что обработка информации в условиях взаимодействия
представляет собой как преимущества, так и риск, что касается
информационной безопасности и охраны частной жизни в сфере
правосудия;
учитывая Рекомендацию N R (2001) 2, касающуюся проектирования
и перепроектирования судебной системы и правовых информационных
систем для достижения прибыли, Рекомендацию N R (2001) 3 об
осуществлении правосудия судом и другими правовыми органами над
гражданами с помощью новых технологий и Рекомендацию N R (2002) 2
о доступе к официальным документам,
рекомендует Правительствам государств-членов:
1. имплементировать принципы и руководящие положения,
изложенные в настоящей Рекомендации, в национальное право и
практику;
2. довести эти принципы и руководящие положения до сведения
граждан и органов, ответственных за информационные технологии и
взаимодействие в сфере правосудия.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Понятия
В целях настоящей Рекомендации:
- "органы правосудия" включают в себя суды, органы
прокуратуры и иные государственные и частные органы, такие как
полиция, органы пенитенциарной системы, государственные реестры,
органы записи гражданского состояния, юристы, нотариусы, а также
иные государственные и частные заинтересованные органы, которые
обмениваются информацией в ходе осуществления административного
правосудия;
- "информационные системы" означают информационные
технологические системы, используемые органами правосудия для
обработки электронной информации, ее хранения и обмена, такие как
системы автоматизации документооборота и базы данных;
- "взаимодействие" означает эффективный и безопасный обмен
информацией между информационными системами органов правосудия.
2. Цели
Целью настоящей Рекомендации является облегчение
взаимодействия информационных систем, путем установления принципов
и руководящих положений для государств-членов, касающихся
необходимых мер в сфере информационных технологий, проектирования
судебной системы и технического упорядочения информации в сфере
правосудия.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
3. Стратегия взаимодействия
3.1. Государства-члены должны гарантировать, что
информационные технологические проекты, начатые в сфере правосудия
учитывают необходимость обеспечения взаимодействия информационных
систем различных органов правосудия.
3.2. Стратегия информационной технологии в сфере правосудия
должна учитывать inter alia следующее:
- поэтапную компьютеризацию системы правосудия;
- установление системы коммуникации, включая использование
электронной почты;
- развитие идеи объединения, чтобы предоставить возможность
коммуникации между органами;
- координация информации в необходимых пределах;
- установление объединенной системы для сбора информации и
статистических анализов;
- установление единой информационной системы;
- установление единых внутренних информационных реестров;
- разработка стандартного программного обеспечения для баз
данных.
3.3. Информационные технологические проекты в сфере
правосудия должны быть имплементированы в рамках координирующих
программ, позволяя принимать совместные действия в различных
взаимосвязанных сферах и между различными заинтересованными
сторонами, тем самым обеспечивая должную координацию и
финансирование.
3.4. Установление взаимодействия в сфере правосудия должно
основываться на рентабельности возмещения. Требуемый уровень
взаимодействия в каждом конкретном случае должен определяться с
учетом понесенных затрат и предполагаемой выгоды.
4. Нетехническая безопасность
и охрана личной информации
4.1. Государства-члены должны имплементировать взаимодействие
информационных систем в сфере правосудия, принимая во внимание
необходимость обеспечить безопасность информации и охрану личных
сведений, как того требуют применимые международные стандарты и
национальное право.
4.2. Государства-члены должны принять меры для определения
роли и ответственности работников органов правосудия, учитывая
использование информационных технологий. Органы правосудия должны
гарантировать, в частности, что они информируют своих работников о
необходимом законодательстве, которое касается передачи информации
в сфере правосудия.
4.3. Государства-члены должны обеспечить установление
проверочных и контрольных пунктов на пути автоматизированных
информационных потоков внутри и между органами правосудия.
5. Трудовые ресурсы
5.1. После внедрения информационной технологии органы
правосудия должны использовать необходимые трудовые ресурсы для
принятия правильных решений в отношении предполагаемых систем и
органов.
5.2. Органы правосудия должны обеспечиваться
квалифицированным персоналом, отвечающим за их информационные
системы, чтобы обеспечить соблюдение целостности, доступности,
хранение и отождествление электронных документов и информации,
обработанной заинтересованной организацией.
5.3. Государства-члены должны принимать меры по содействию
обучению юристов и других служащих сферы правосудия по вопросам,
касающимся применения информационной технологии. Должны
создаваться стимулы для сотрудников сферы правосудия, чтобы
поощрять использование ими информационных технологий в их
ежедневной работе.
6. Взаимодействие между
государственным и частным секторами
6.1. Государства-члены должны продвигать методы электронного
обмена между государственными органами правосудия информационными
системами, а также между частными органами, такими как юристы и
иные заинтересованные лица. Подобный обмен информацией может быть
осуществлен только в соответствии с международным и национальным
правом.
6.2. Государства-члены должны, в то же время, рассматривать и
применять соответствующие меры предосторожности, чтобы обеспечить
информационную безопасность и охрану личных сведений. Система
подотчетности должна быть установлена, чтобы контролировать
передачу специально охраняемой информации.
III. ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
7. Изменения в технологии работы
7.1. Чтобы получить максимальную выгоду от внедрения
информационной технологии, государства-члены должны объединить
внедрение современной информационной технологии в сфере правосудия
с организационными изменениями в процессе работы органов
правосудия.
7.2. Государства-члены должны иметь непредвзятый подход к
модернизации законов и правил, в соответствии с которыми они
сдерживают использование возможностей, предоставленных новыми
информационными технологиями и, в частности, возможностью
взаимодействия.
7.3. Внедрение взаимодействия в сфере правосудия должно
контролироваться. Государства-члены должны гарантировать, что
органы правосудия определяют, документируют и описывают технологию
работы, а также наблюдают и контролируют изменения, появившиеся в
результате взаимодействия.
8. Межорганизационный цепной процесс
8.1. Государства-члены должны применять методы взаимодействия
ко всем относящимся областям, где имеет важное значение
межинституциональное сотрудничество частных правовых органов,
таких как уголовные и гражданские системы правосудия.
8.2. Системы управления делами в сфере правосудия должны, в
частности, быть подготовлены к передаче и получению информации из
других систем управления делами, а также к оказанию поддержки в
процессе принятия решения, посредством разрешения доступа ко всем
относящимся к делу базам данных.
8.3. Государства-члены должны облегчить взаимодействие
различных баз данных, путем принятия таких мер, как уникальные
идентификационные коды и унифицированное изложение информации.
IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ
9. Документарные и информационные стандарты
9.1. Государства-члены должны предпринять комплексный подход
к установлению документарных и информационных стандартов в сфере
правосудия, чтобы была возможность собирать информацию
установленным и структурированным образом.
9.2. Взаимодействие может тем не менее быть достигнуто путем
использования более чем одного информационного стандарта,
поскольку принятие единственного стандарта не всегда может быть
возможно. В связи с этим, государства-члены должны следовать
развитию ведущих рыночных стандартов, а не пытаться создать
отдельные стандарты в сфере правосудия.
9.3. В частности, государства-члены должны уделить внимание
развитию формулировок, как обещающих создать документарные и
коммуникационные стандарты в сфере правосудия.
10. Техническая безопасность
10.1. Органы правосудия должны установить порядок наблюдения
и контроля за потенциальной опасностью, возникающей из
неправильного использования или провала информационных систем. Эти
порядки должны включать предписания по безопасности,
обеспечивающие контроль за доступом к различным уровням
информационных систем.
10.2. Государства-члены должны, если это необходимо,
содействовать применению криптографии в сфере правосудия, чтобы
обеспечить электронную связь между различными органами правосудия.
10.3. Государства-члены должны также широко применять
открытый ключ, в отношении органов правосудия, чтобы обеспечить
единство сообщений и строгое выполнение обязательств, равно как и
конфиденциальность посредством удостоверения получателя или
отправителя сообщения и подтверждение электронных подписей с
электронными свидетельствами, выданными доверенными посредниками.



вгору