Конвенція про основи, що сприяють безпеці та гігієні праці N 187
Міжнародна організація праці; Конвенція, Міжнародний документ від 15.06.2006187
Документ 993_515, поточна редакція — Підписання від 15.06.2006

                            Конвенция 
об основах, содействующих безопасности
и гигиене труда
N 187

Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро
труда и собравшаяся 31 мая 2006 года на свою 95-ю сессию,
признавая глобальные масштабы производственного травматизма,
профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве и
необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения,
напоминая, что защита работников в случае общих и
профессиональных заболеваний и травматизма на производстве
является одной из задач Международной организации труда,
предусмотренной в ее Уставе ( 993_154 ),
признавая, что случаи производственного травматизма,
профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве
оказывают негативное воздействие на производительность и процесс
экономического и социального развития,
отмечая пункт g) раздела III Филадельфийской декларации
( 993_328 ), в соответствии с которым Международная организация
труда приняла на себя торжественное обязательство способствовать
принятию странами мира программ, имеющих целью обеспечивать
необходимую защиту жизни и здоровья трудящихся всех профессий,
памятуя о Декларации МОТ 1998 года об основополагающих
принципах и правах в сфере труда ( 993_260 ) и механизме ее
реализации,
отмечая Конвенцию 1981 года о безопасности и гигиене труда
( 993_050 ), Рекомендацию 1981 года о безопасности и гигиене труда
( 993_075 ) и другие акты Международной организации труда, имеющие
отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда,
напоминая, что содействие безопасности и гигиене труда
является частью Программы достойного труда для всех Международной
организации труда,
напоминая о Заключениях о нормотворческой деятельности МОТ в
области безопасности и гигиены труда - глобальная стратегия,
принятых на 91-й сессии (2003 г.) Международной конференции труда,
в частности, в отношении обеспечения того, чтобы в национальных
программах вопросам безопасности и гигиены труда уделялось
приоритетное внимание,
подчеркивая важность постоянного развития национальной
культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда,
решив принять ряд предложений, касающихся безопасности и
гигиены труда, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
и
решив придать этим предложениям форму международной
конвенции, принимает сего пятнадцатого дня июня месяца две тысячи
шестого года следующую конвенцию, которая может именоваться
Конвенцией 2006 года об основах, содействующих безопасности и
гигиене труда.
I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Статья 1
Применительно к настоящей Конвенции:
a) термин национальная политика означает национальную
политику в области безопасности и гигиены труда и производственной
среды, разработанную в соответствии с принципами, заложенными в
статье 4 Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда
( 993_050 );
b) термин национальная система безопасности и гигиены труда
или национальная система означает инфраструктуру,
предусматривающую основные рамки для проведения национальной
политики и национальных программ в области безопасности и гигиены
труда;
c) термин национальная программа по безопасности и гигиене
труда или национальная программа означает любую национальную
программу, включающую задачи, которые предстоит решить в
установленные сроки, приоритеты и средства действий,
сформулированные в целях совершенствования безопасности и гигиены
труда, а также средства оценки достигнутых результатов;
d) термин национальная культура профилактики в области
безопасности и гигиены труда означает культуру, в которой право на
безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех
уровнях, когда правительства, работодатели и работники принимают
активное участие в обеспечении безопасной и здоровой
производственной среды посредством системы установленных прав,
ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики
придается самый высокий приоритет.
II. ЦЕЛЬ
Статья 2
1. Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую
Конвенцию, содействует постоянному совершенствованию безопасности
и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного
травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на
производстве посредством разработки, на основе консультаций с
наиболее представительными организациями работодателей и
работников, национальной политики, национальной системы и
национальной программы.
2. Каждое государство-член предпринимает активные меры в
целях постепенного создания безопасной и здоровой производственной
среды посредством национальной системы и национальных программ в
области безопасности и гигиены труда, принимая во внимание
принципы, заложенные в актах Международной организации труда
(МОТ), имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и
гигиене труда.
3. Каждое государство-член, на основе консультаций с наиболее
представительными организациями работодателей и работников,
периодически рассматривает меры, которые можно было бы предпринять
в целях ратификации соответствующих конвенций МОТ по вопросам
безопасности и гигиены труда.
III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Статья 3
1. Каждое государство-член содействует безопасной и здоровой
производственной среде посредством разработки национальной
политики.
2. Каждое государство-член на всех соответствующих уровнях
содействует и стремится к достижению реализации права работников
на безопасную и здоровую производственную среду.
3. При разработке своей национальной политики каждое
государство-член, с учетом своих национальных условий и практики,
а также на основе консультаций с наиболее представительными
организациями работодателей и работников, содействует
основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных
рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или
опасностями в месте их возникновения; развитие национальной
культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда,
которая включает информацию, консультации и подготовку.
IV. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Статья 4
1. Каждое государство-член создает, поддерживает, постепенно
развивает и периодически пересматривает национальную систему
безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее
представительными организациями работодателей и работников.
2. Национальная система безопасности и гигиены труда
включает, помимо прочего:
a) законодательные и нормативные правовые акты, коллективные
договоры, в соответствующих случаях, и любые другие
соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
b) орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие
за вопросы безопасности и гигиены труда, созданные в соответствии
с национальными законодательством и практикой;
c) механизмы для обеспечения соблюдения национальных
законодательных и нормативных правовых актов, включая системы
инспекции;
d) меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне
предприятия между его руководством, работниками и их
представителями в качестве основного элемента мер профилактики на
производстве.
3. Национальная система безопасности и гигиены труда, в
соответствующих случаях, включает:
a) национальный трехсторонний консультативный орган или
органы, занимающиеся вопросами безопасности и гигиены труда;
b) информационные и консультативные услуги по вопросам
безопасности и гигиены труда;
c) профессиональную подготовку по вопросам безопасности и
гигиены труда;
d) службы гигиены труда в соответствии с национальными
законодательством и практикой;
e) научно-исследовательские работы в области безопасности и
гигиены труда;
f) механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о
случаях производственного травматизма и профессиональных
заболеваний, принимая во внимание соответствующие акты МОТ;
g) положения, предусматривающие сотрудничество с
соответствующими системами страхования или социального
обеспечения, охватывающими случаи производственного травматизма и
профессиональных заболеваний;
h) вспомогательные механизмы, направленные на постепенное
улучшение условий в области безопасности и гигиены труда на
микропредприятиях, а также на малых и средних предприятиях и в
неформальной экономике.
V. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Статья 5
1. Каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за
выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную
программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с
наиболее представительными организациями работодателей и
работников.
2. Национальная программа:
a) содействует развитию национальной культуры профилактики в
области безопасности и гигиены труда;
b) вносит вклад в защиту работников благодаря ликвидации или
сведению к минимуму, насколько это практически возможно,
производственных рисков и опасностей, в соответствии с
национальными законодательством и практикой, в целях
предупреждения производственного травматизма, профессиональных
заболеваний и гибели людей на производстве, а также содействия
безопасности и гигиене труда на рабочем месте;
c) разрабатывается и пересматривается на основе анализа
национальной ситуации в сфере безопасности и гигиены труда,
включая анализ национальной системы безопасности и гигиены труда;
d) включает задачи, цели и показатели результативности;
e) подкрепляется, насколько это возможно, другими
дополнительными национальными программами и планами,
содействующими постепенному обеспечению безопасной и здоровой
производственной среды.
3. Национальная программа предается широкой гласности и, по
мере возможности, утверждается и запускается в действие высшими
органами государственной власти.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 6
Настоящая Конвенция не пересматривает никакую иную
международную трудовую конвенцию или рекомендацию.
Статья 7
Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции
направляются Генеральному директору Международного бюро труда для
регистрации.
Статья 8
1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех
государств - членов Международной организации труда,
ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным
директором Международного бюро труда.
2. Она вступает в силу через 12 месяцев после даты
регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух
государств-членов.
3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу для
каждого государства-члена через 12 месяцев после даты регистрации
его ратификационной грамоты.
Статья 9
1. Государство-член, ратифицировавшее настоящую Конвенцию, по
истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу
может денонсировать ее на основе заявления, направленного
Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.
Денонсация вступает в силу через один год после даты регистрации
заявления о денонсации.
2. Для каждого государства-члена, ратифицировавшего настоящую
Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем
пункте десяти лет не воспользовавшегося предусмотренным в
настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция остается в силе
на следующие десять лет, и впоследствии оно сможет денонсировать
ее в течение первого года каждого последующего десятилетия в
порядке, предусмотренном в настоящей статье.
Статья 10
1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает
все государства-члены Международной организации труда о
регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации,
направленных ему государствами-членами Организации.
2. Извещая государства-члены Организации о регистрации
полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор
обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей
Конвенции.
Статья 11
Генеральный директор Международного бюро труда направляет
Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для
регистрации, в соответствии со статьей 102 Устава Организации
Объединенных Наций ( 995_010 ), исчерпывающие сведения о всех
зарегистрированных им ратификационных грамотах и заявлениях о
денонсации.
Статья 12
Каждый раз, когда Административный совет Международного бюро
труда считает это необходимым, он представляет Генеральной
конференции доклад о применении настоящей Конвенции и
рассматривает целесообразность включения в повестку дня
Конференции вопроса о ее пересмотре.
Статья 13
1. Если Конференция примет новую конвенцию, пересматривающую
настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено
иное, то:
a) ратификация каким-либо государством-членом новой,
пересматривающей конвенции влечет за собой, в силу права,
незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции, независимо от
положений статьи 9 выше и при условии, что новая, пересматривающая
конвенция вступила в силу;
b) со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции
настоящая Конвенция перестает быть открытой для ратификации
государствами-членами.
2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по
форме и по содержанию для тех государств-членов, которые
ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую
конвенцию.
Статья 14
Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют
одинаковую силу.



вгору