О концепции Конституции Крымской АССР
Органы власти АРК, Верховная Рада АРК; Постановление, Концепция от 19.07.199166-1
Документ rb0066002-91, утратил силу, текущая редакция — Утрата силы от 22.02.2006, основание - rb1596002-06

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМСКОЙ АССР
{ Постановление утратило силу на основании Постановления
Верховной Рады АРК
N 1596-4/06 ( rb1596002-06 ) от 22.02.2006 }
О концепции Конституции Крымской АССР
( ВВСК, 1991-1992 г., N 1, ст. 35 )

Верховный Совет Крымской АССР п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить концепцию Конституции Крымской АССР с учетом
изменений и дополнений, высказанных в ходе обсуждения
(прилагается).
2. Вынести вопрос о названии государства и Конституции на
референдум в двух вариантах:
2.1. Республика Крым.
2.2. Крымская Автономная Советская Социалистическая
Республика.
3. Опубликовать концепцию Конституции Крымской АССР в газетах
"Крымская правда" и "Курортный Крым".
4. Поручить Президиуму Верховного Совета Крымской АССР
совместно с комиссией по разработке Конституции Крымской АССР
создать рабочие группы по подготовке отдельных разделов
Конституции из числа членов комиссии с привлечением ученых и
специалистов.

Председатель
Верховного Совета Крымской АССР Н.БАГРОВ
г. Симферополь, 19 июля 1991 г.
N 66-1
КОНЦЕПЦИЯ
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(Крымской Автономной Советской Социалистической
Республики)
Концепция Конституции Республики Крым (Крымской Автономной
Советской Социалистической Республики) содержит основополагающие
положения и принципы, в соответствии с которыми в настоящее время
осуществляется глубокое и всестороннее реформирование советского
национально-государственного устройства, формирование на новых
договорно-конституционных началах Союза ССР - федеративного
демократического правового государства, в состав которого вместе с
другими равноправными государствами - участниками Союзного
Договора - входит и Республика Крым (Крымская АССР).
В Конституции Республики Крым (Крымской АССР) законодательно
закрепляются:
I. Политико-правовой статус Республики Крым (Крымской АССР)
как демократического правового государства в составе Украины. Это
значит, что Конституция Республики Крым (Крымской АССР) не должна
противоречить Конституции и Законам Республики Украины, соблюдение
и исполнение которых является обязательным на территории
Республики Крым (Крымской АССР).
Политико-правовой статус Республики Крым (Крымской АССР)
реализуется на основе договорно-конституционных начал, т.е. на
сочетании Договора и Конституции суверенной Республики Украины и
входящей в ее государственное устройство Республики Крым
(Крымской АССР).
Так как Республика Крым (Крымская АССР) является участником
Договора о Союзе Суверенных Государств, в ее Конституции также
сформулированы и те положения, которые определяют
политико-правовой статус Республики Крым (Крымской АССР) в
структуре Союза ССР.
II. Все положения Конституции Республики Крым (Крымской АССР)
отражают исходные фундаментальные идеи и принципы демократии,
гуманизма, социальной справедливости, равенства, гарантии
осуществления прав народов, человека и гражданина, приверженность
к общечеловеческим ценностям и общепризнанным нормам права,
равноправие всех национальных культур и духовных ценностей,
верховенство в общественной и государственной жизни Законов,
взаимные права и ответственность граждан, общества и государства
за осуществляемую ими деятельность, состояние экономики, культуры,
законности и правопорядка, развитие прогресса. Эти и другие
положения Конституции являются основополагающими началами
укрепления и последующего развития гражданского общества и
правового государства на территории Крыма.
III. Конституция Республики Крым (Крымской АССР) - Основной
Закон общества и государства, поэтому она как нормативно-правовой
акт высшей юридической силы отличается от всех иных
государственных актов особой императивностью и стабильностью
предписаний, регулирует наиболее важные общественные отношения и
действует в пределах весьма длительного по времени исторического
периода. Конституция Республики Крым (Крымской АССР) является
актом непосредственного, прямого действия. В целях обеспечения
исключительной императивности, а также указанных свойств
Конституции и ее высокой эффективности в правовой системе
Республики вводится институт Конституционных Законов: Закон о
порядке введения Конституции Республики Крым (Крымской АССР) в
действие; Законы о собственности, выборах, языках, земле и др.
IV. Как Конституция государства, входящего в состав Украины и
в федеративное устройство Союза ССР, Конституция Республики Крым
(Крымской АССР) в пределах установленных (Договорами и
Конституциями СССР и Республики Украины) полномочий обладает на
своей территории верховенством, т.е. высшей юридической силой по
отношению ко всем другим актам государственных органов Союза ССР и
Республики Украины.
В плане законодательной техники Конституция Крымской
Республики является наиболее доступным и понятным для всех граждан
правовым актом. Поэтому предписания текста Конституции
сформулированы предельно лаконично, точно, ясны в восприятии.
Кроме того, Основной Закон отличается рациональной компактностью,
т.е. является относительно небольшим по объему правовым
документом.
Соблюдение и исполнение норм Конституции Республики Крым
(Крымской АССР), равно как реализация положений Союзного Договора
и Конституции СССР, Конституции и Законов Республики Украины,
является важнейшей обязанностью граждан, должностных лиц,
государственных органов и общественно-политических организаций.
Какой-либо отказ от соблюдения Конституции является антисоциальным
и противоправным актом, посягающим на политико-правовой статус
Республики Крым (Крымской АССР), права, свободы и законные
интересы ее граждан.
V. Структура Конституции Республики Крым (Крымской АССР).
ПРЕАМБУЛА.
Раздел I.
Основы конституционного строя
Глава 1. Республика Крым (Крымская АССР) - правовое
демократическое государство.
Глава 2. Республика Крым (Крымская АССР) и Союз Суверенных
Государств.
Глава 3. Административно-территориальное устройство.
Глава 4. Избирательная система. Гарантии осуществления
народовластия в Республике Крым (Крымской АССР).
Глава 5. Государственный флаг. Государственный герб.
Государственный гимн Республики Крым (Крымской АССР).
Глава 6. Столица Республики Крым (Крымской АССР).
Раздел II.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Глава 7. Общие положения.
Глава 8. Гражданство и права народов в Республике Крым
(Крымской АССР).
Глава 9. Гражданские и политические права и свободы.
Глава 10. Экономические, социальные и культурные права.
Глава 11. Экологические права.
Глава 12. Гарантии и социально-правовая защита прав человека
и гражданина.
Глава 13. Обязанности человека и гражданина.
Раздел III.
Гражданское общество и государство
Глава 14. Общие положения.
Глава 15. Экономическая система, собственность, труд.
Глава 16. Брак и семья.
Глава 17. Охрана здоровья.
Глава 18. Экологическая безопасность.
Глава 19. Культура, образование, наука.
Глава 20. Религия и религиозные объединения граждан.
Глава 21. Политические партии, иные общественные объединения
граждан.
Глава 22. Печать и другие средства массовой информации.
Раздел IV.
Государственное устройство Республики Крым (Крымской АССР)
Глава 23. Общие положения.
Глава 24. Законодательная власть. Верховный Совет Республики
Крым (Крымской АССР)
Глава 25. Председатель Верховного Совета Республики Крым
(Крымской АССР).
Глава 26. Исполнительная власть. Совет Министров Республики
Крым (Крымской АССР).
Глава 27. Конституционный Суд Республики Крым (Крымской
АССР).
Глава 28. Государственная власть и местное самоуправление.
Глава 29. Судебная власть.
Глава 30. Прокуратура.
Раздел V.
Обеспечение конституционного строя Республики Крым
(Крымской АССР)
Раздел VI.
Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию
Республики Крым (Крымской АССР)
Преамбула отражает мотивы и цели принятия Конституции
Республики Крым (Крымской АССР), волеизъявление граждан,
стремление представителей всех наций и народностей к воссозданию
государственности на территории Крыма, к участию в образовании
Союза ССР как демократического правового федеративного
государства.
В преамбуле изложены идеи о приоритете общечеловеческих
ценностей и общепризнанных норм и принципов международного права;
Конституция провозглашается Основным Законом общества и Республики
Крым (Крымской АССР), в соответствии с которым строится вся
правовая система государства; утверждение демократии, гуманизма,
обеспечивающих социальную справедливость, незыблемость прав и
свобод человека, как реальное и последовательное воплощение в
жизнь общества социалистической идеи, определяется важнейшей
задачей создаваемого правового государства - Республики Крым
(Крымской АССР).
Раздел I.
Основы конституционного строя
В данном разделе закрепляются основополагающие принципы,
определяющие политико-правовой, конституционный статус Республики
Крым (Крымской АССР) как демократического правового государства в
составе Украины. Признавая государственный суверенитет, соблюдая
Конституцию и Законы Украины, Республика Крым (Крымская АССР) как
государство в пределах установленной компетенции самостоятельно
осуществляет на своей территории всю полноту государственной
власти. Без согласия Республики Крым (Крымской АССР) и населения
(только в определяемом Законами порядке) не могут быть изменены
границы ее территории и решены другие вопросы, затрагивающие
политико-правовой статус Крымского государства и коренные интересы
его граждан. Также закрепляется положение, что территория
Республики Крым (Крымской АССР) находится под охраной
государственного суверенитета Украины, Договора о Союзе Суверенных
Государств, Законов.
В пределах своей компетенции Республика Крым (Крымская АССР)
в лице высших органов государственной власти и управления
самостоятельно осуществляет следующие полномочия: принятие
Конституции и Конституционных Законов; организует контроль за их
соблюдением; обеспечение безопасности личности, прав, свобод и
обязанностей граждан, общественного и национального согласия,
законности и правопорядка; определение
административно-территориального устройства; установление порядка
организации и деятельности республиканских и местных органов
государственной власти, системы и основных форм местного
самоуправления; формирование судебной власти и арбитражного суда;
учреждение Конституционного Суда; законодательное регулирование
порядка образования и деятельности на территории Крыма
общественных объединений граждан (в том числе: политических
партий, общественно-политических, экологических и др. организаций
и движений); установление режима чрезвычайного положения и
введение карантина на территории Республики либо в отдельных ее
регионах; законодательное регулирование языковых отношений на
территории Крыма; правовое регулирование миграционных процессов;
разработка и проведение научно обоснованной демографической
политики, обеспечивающей неуклонное повышение материального и
духовно-культурного благосостояния народов и каждого гражданина,
социальный прогресс; владение, пользование и распоряжение (право
собственности) землей, недрами, водными, лесными и другими
природными ресурсами, находящимися на территории Республики Крым
(Крымской АССР) и являющимися общим и неотчуждаемым достоянием
всего народа; законодательное регулирование и обеспечение
юридического равенства всех форм собственности (государственной,
частной, кооперативной, личной, акционерной и др.),
предпринимательской деятельности, материальной и моральной
заинтересованности; определение статуса местности как курорта,
установление правового режима округа санитарной охраны курортов;
разработка и утверждение государственных программ
социально-экономического и национально-культурного развития Крыма;
обеспечение экологической безопасности; защита памятников истории
и культуры; создание собственного государственного валютного
фонда; участие во внешнеэкономической деятельности и др.
Наряду с этим Крымская Республика реализует свои полномочия,
также участвуя в решении вопросов, отнесенных к ведению Верховного
Совета, Кабинета Министров и других государственных органов
Республики Украины и Союза ССР; вступает в отношения с
иностранными государствами и организациями, республиками -
субъектами Союза, заключает с ними договоры и соглашения,
обменивается полномочными представителями и т.д.
В этом же разделе изложены положения и закреплены принципы,
определяющие политико-правовой статус Республики Крым (Крымской
АССР) как участника Договора о Союзе Суверенных Государств и как
субъекта образованного в соответствии с данным Договором
суверенного правового демократического федеративного государства -
Союза ССР.
Эти и другие положения Конституции Республики Крым (Крымской
АССР) законодательно закрепляют волеизъявление населения Крыма,
выраженное им на референдуме 20 января 1991 года по вопросу
воссоздания Крымской АССР и на общесоюзном референдуме 17 марта
1991 года по вопросу образования Союза Суверенных Государств.
Как государство Республика Крым (Крымская АССР) входит в Союз
ССР как непосредственно, так и в составе Республики Украины.
Здесь же закрепляются основные принципы, к которым привержена
Республика Крым (Крымская АССР) как участник Союзного Договора и в
соответствии с которым она строит свои взаимоотношения с другими
республиками и Союзом; это: равенство, уважение суверенитета,
территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела,
разрешение споров демократическим путем, исключительно мирными
средствами, сотрудничество, взаимопомощь, добросовестное
выполнение обязательств по Договору и межреспубликанским
соглашениям, а также другие положения, определяемые статусом,
ролью и назначением Союза ССР как федеративного демократического
государства.
В соответствии с принципами и условиями Договора о Союзе
Суверенных Государств Республика Крым (Крымская АССР) делегирует
ряд своих полномочий Союзу в целях осуществления им единой и общей
для всех его субъектов (государств-участников) внешней и
внутренней политики, реализующей общность интересов в решении
единых задач экономического и социально-культурного развития,
создания единого экономического и правового пространства, системы
государственной безопасности и обороны, валюты и т.д., на всей
территории Союза и республик.
Конституция Республики Крым (Крымской АССР) закрепляет
правило, согласно которому вне пределов, отнесенных к ведению
Союза (равно к ведению государственных органов Республики
Украины), Республика Крым (Крымская АССР) самостоятельно
осуществляет свои полномочия на своей территории.
Республика Крым (Крымская АССР) также участвует в реализации
полномочий союзных органов, в том числе посредством совместного
формирования этих органов, специальных процедур согласования
решений, их исполнения и т.д.
Крымская Республика вправе опротестовать действие на своей
территории Законов Союза и Республики Украины, если они нарушают
Договор, противоречат Конституциям Украины, СССР и Конституции
Республики Крым (Крымской АССР) или ее Законам, принятым в
пределах компетенции Республики.
В Конституции изложены принципы
административно-территориального устройства Республики Крым
(Крымской АССР), отражающие природные и географические особенности
Крыма, исторически сложившееся деление территории на отдельные
районы, курортные места и зоны, расселение граждан по городам,
поселкам, селам и т.д.; изменения, которые произошли и происходят
в настоящее время в экономике, политической системе,
государственном строительстве, демографической структуре Крыма и
др.
Здесь же сформулировано положение о возможности создания на
территории Республики Крым (Крымской АССР) национально-культурных
территориальных образований - районов, сел, поселков и т.д.,
реализующих принципы национально-культурной автономии этнических
общностей, народов, компактно проживающих на определенной
территории.
Отдельные статьи Конституции посвящены определению правового
статуса города Севастополя.
Детально и в полном объеме вопросы
административно-территориального устройства Республики Крым
(Крымской АССР) определяются Конституционным Законом.
Конституция закрепляет положения, гарантирующие осуществление
в Республике реального полновластия народа, в том числе как
непосредственно в форме прямого волеизъявления граждан по вопросам
формирования представительных органов государственной власти,
местного самоуправления, избрания народных судей, принятия
законодательных актов, других государственных решений, так и через
представительные органы государства и местное самоуправление.
Гарантии осуществления народовластия обеспечиваются
Конституционными Законами Республики Крым (Крымской АССР) о
референдуме, выборах и избирательной системе, о порядке
образования и деятельности местных органов государственной власти
и самоуправления и др., а также соответствующим законодательством
Республики Украины и Союза ССР.
Основу общественного и государственного строя Республики Крым
(Крымской АССР) составляет экономический, политический,
идеологический и культурный плюрализм. Общественные объединения
граждан (политические партии, движения и др.), ставящие своей
целью насильственное ниспровержение или изменение конституционного
строя Республики Крым (Крымской АССР), запрещаются.
Конституция закрепляет важнейшие принципы избирательной
системы и избирательного права, которыми обеспечиваются
демократизм, права всех народов, равенство граждан,
многопартийность, состязательность и т.д, законность и
правопорядок в процессе их реализации.
Завершается раздел положениями о государственной символике
(флаг, греб), Государственном гимне и столице Республики Крым
(Крымской АССР). Учитывая общепринятую в государствах практику,
описание символов - флага и герба, - а также порядок их
использования в общественной и государственной жизни Республики
определяются Конституционным Законом. В Конституции Республики
Крым (Крымской АССР) устанавливается обязанность всех
государственных органов, общественных объединений, должностных лиц
и граждан уважать государственную символику Республики, защищать
ее нравственно-правовыми средствами как культурно-историческую и
социальную ценность общества и государства.
Раздел II.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Положения данного раздела пронизывают всю Конституцию
Крымской Республики, обеспечиваются учреждаемыми ею
государственными и юридическими институтами. Он исходит из
принципиально новых идей государственно-правового строительства,
признающих человека высшей ценностью цивилизации. Основу положений
раздела составляют идеи и принципы Всеобщей декларации прав
человека, Международных пактов об экономических, социальных,
культурных, гражданских и политических правах, Парижской хартии
для новой Европы, другие международно-правовые документы и
обязательства Украины и Союза ССР перед мировым сообществом в
области прав человека.
Жизнь человека, его честь, достоинство, свобода и личная
неприкосновенность и другие права не даруются государством людям,
а являются естественными и неотчуждаемыми правами человека.
Порядок их осуществления устанавливается только Законом. Права и
свободы человека и гражданина не могут ограничиваться, кроме
случаев, предусмотренных Конституцией. Все права и свободы
человека и гражданина, закрепленные Конституцией и Законами,
подлежат судебной защите. Государство отвечает за обеспечение прав
человека и гражданина независимо от их расовой принадлежности,
национальности, вероисповедания, социального положения.
Граждане равны перед Законом и имеют равное право на защиту.
Все государственные органы и должностные лица обязаны уважать
права человека и гражданина, всемерно содействовать их реализации.
Положения раздела соответствуют предписаниям Конституции
Республики Украины. В них отражаются нормы института гражданства
суверенного государства, в состав которого входит Республика Крым
(Крымская АССР). Гражданами Республики Крым (Крымской АССР)
являются лица, постоянно проживающие в Крыму, соблюдающие
Конституцию и Законы государства, права человека и народов. На ее
территории действует единое для всех гражданство Республик Украины
и Крыма (Крымской АССР), гражданство, установленное Договором о
Союзе Суверенных Государств и Союзной Конституцией. Эти положения
закрепляются и детализируются в Законах Украины, Крыма и Союза
СССР о гражданстве.
В соответствии с общепризнанными нормами и принципами
международного права в Конституции Республики Крым (Крымской АССР)
закрепляются гражданские, политические, экономические, социальные,
экологические и культурные права человека и гражданина. Эти права,
в том числе способы их осуществления и защиты в государстве,
конкретизируются в соответствующих Законах Республики.
В данном разделе закрепляются и гарантируются права граждан,
ранее провозглашенные Конституциями и Законами Украинской ССР и
Союза ССР: право на труд, на жилище, охрану здоровья, материальное
обеспечение в старости, в связи с болезнью, полной или частичной
утратой трудоспособности, право на образование и др., а также
права граждан, которые не закреплены в действующем советском
законодательстве, это: право на жизнь, на свободу и личную
неприкосновенность гражданина и его семьи; право на информацию и
ее свободное распространение; право выезда в другие страны и
въезда в свою страну; право иметь собственность и заниматься
предпринимательской деятельностью; право на передвижение, выбор
места жительства; право на защиту от пыток или унижающих
достоинство видов принуждения и наказания и др.
Такое же принципиальное значение занимают в указанном разделе
положения о гарантиях и социально-правовой защите прав и свобод
человека и гражданина. Обязанность каждого гражданина,
должностного лица поступать так, чтобы не нарушать права и
законные интересы других лиц к какой бы они нации, народности или
расе не принадлежали, а также обязанность государства осуществлять
защиту прав и свобод человека и гражданина. Конституция закрепляет
органическую взаимообусловленность прав человека и нации,
недопустимость их противопоставления, равно как и признание
неправомерными всех действий нации или этнической группы,
направленные на осуществление своих интересов за счет другой
нации, народа или прав человека. Конституция Республики Крым
(Крымской АССР) исходит из того, что в демократически
организованном правовом обществе ни одна из наций или этнических
групп не может ставить свои права над правами человека и
гражданина. Государство и общество гарантируют все права народов,
наций и этнических групп, содействуют их всестороннему развитию,
участию на демократических началах в государственной и
общественной жизни. Конституция запрещает привилегии любой нации,
от кого бы такие привилегии не исходили. Закрепляется право на
судебную защиту, восстановление нарушенного права, компенсацию
причиненного морального вреда и материального ущерба, нанесенных
незаконными действиями государственных органов и должностных лиц,
в том числе в случаях незаконного задержания или ареста, осуждения
и т.д.
В целях усиления гарантий осуществления и защиты прав и
свобод человека и гражданина учреждается должность Уполномоченного
Верховного Совета Республики Крым (Крымской АССР) по правам
человека, необходимость и целесообразность деятельности которого
подтверждена развитием мирового опыта демократии.
Раздел III.
Гражданское общество и государство
В Конституции сформулированы положения, закрепляющие
приоритет общества над государством, определены основы его
взаимодействия с государством и его органами власти. В Конституции
определяются условия формирования гражданского общества и
правового государства.
Исходя из соответствующих положений Конституции Украины о
государственном суверенитете, закрепляются основные принципы
экономической организации общества, исключительное право
собственности народа Крыма на землю, ее недра, леса, лечебные,
водные и другие природные ресурсы, находящиеся на территории
Республики Крым (Крымской АССР).
Конституция гарантирует предпринимательскую деятельность,
основанную на использовании цивилизованных экономических методов
хозяйствования, эффективной организации труда и его оплаты;
закрепляет юридическое равенство и неприкосновенность форм
собственности (государственной, коллективной, частной, акционерной
и др.), равную их защиту государством, его органами и должностными
лицами; недопустимость монополизации в организации экономической
жизни общества; содействие укреплению и развитию
социально-рыночного хозяйства; защиты прав и законных интересов
потребителей. Конституция Республики Крым (Крымской АССР)
закрепляет особый статус земли, недр, лесов, водных, лечебных и
других природных ресурсов Крыма, являющихся общим и неотчуждаемым
достоянием всех его народов. Частная собственность на эти объекты,
равно как их купля-продажа, не допускаются. В пределах
установленных полномочий Республика самостоятельно осуществляет на
своей территории бюджетную, ценовую, налоговую, кредитную и
инвестиционную политику, всемерно содействует рациональному
использованию интеллектуального потенциала общества, материальных
и финансовых ресурсов государства в целях создания достойных
человека условий жизни, его материального обеспечения, культурного
и духовного процветания.
В указанном разделе закрепляются положения о заботе
государства по укреплению и защите семьи, естественной и основной
ячейки общества, в особенности при ее образовании, когда на ее
ответственности лежит забота о несамостоятельных детях; о
проведении им научно обоснованной демографической политики;
оказание всемерной гуманитарной помощи матерям, детям-сиротам,
инвалидам, другим гражданам, нуждающимся в милосердии общества и
государства. Дети и подростки защищаются государством от
экономической и социальной эксплуатации. Использование их труда в
области, вредной для их нравственности и здоровья, равно опасной
для жизни или могущей повредить их нормальному развитию,
запрещается Конституцией Республики и преследуется ее Законами.
В Конституции сформулированы принципы и положения,
обязывающие общество и государство гарантировать всем гражданам
высокоэффективное, доступное и своевременное, равное и
справедливое медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение,
в том числе за счет государства, другие меры охраны жизни и
здоровья в Республике. Конституция закрепляет систему
здравоохранения, в том числе профессиональной и народной медицины
на территории государства, условия его дальнейшего улучшения,
развития и укрепления в интересах всех слоев общества и граждан.
Здесь же излагаются положения и принципы экологической
безопасности, меры по защите природной среды и среды обитания
человека, гарантии недопущения экологических катастроф.
В этом разделе Конституции определяются основополагающие
положения о культуре, воспитании, образовании и науке, об
организации государством необходимых и достаточных материальных и
финансовых средств для их неуклонного развития. Государство и его
органы заботятся о том, чтобы образование было направлено на
полное развитие личности и сознания ее достоинства и должно
укреплять уважение к правам человека и основным свободам; на
предоставление равной возможности всем быть полезными членами
общества.
Государство, его органы и должностные лица обеспечивают
свободное, равноправное развитие национальных культур, духовности
народов Крыма, пользование ими родными языками; оказывает
содействие в организации прогрессивных национально-культурных,
просветительских и научных объединений граждан, новых форм
культурного сотрудничества между народами, систем образования и
развития науки. В Конституции закрепляется положение об
исторически сложившейся социально-политической и
нравственно-культурной общности народов Крыма, об использовании
ими русского языка в качестве межнационального средства общения и
применения его как официального языка в делопроизводстве
государственных и общественных органов, что ни в какой мере не
ущемляет и не препятствует использованию и развитию других
национальных языков, ведению на них обучения в школах и других
учебных заведениях. Конституция Республики запрещает устанавливать
какие-либо прямые или косвенные привилегии одному либо нескольким
языкам, исходящие от государственных и общественных органов,
должностных лиц. Детальное изложение положений о языках
определяется в Законе о языках в Республике Крым (Крымской АССР).
В Конституции закрепляются основные принципы организации и
деятельности религиозных обществ граждан. В полном объеме данные
отношения будут урегулированы в Законах Республик Украины и Крыма
(Крымской АССР) о свободе совести, религии и религиозных
организациях граждан.
В разделе сформулированы основные положения о порядке
образования, задачи и цели деятельности общественных объединений
граждан (политических партий, общественных организаций и
движений), осуществляющих свои уставные задачи и цели в
соответствии с конституционными принципами политического и
идеологического плюрализма.
В Конституции закрепляются положения о запрещении создания и
деятельности партий, иных общественных объединений и движений,
ставящих своей целью изменение насильственными средствами
конституционного строя и государственных институтов власти в
Республике Крым (Крымской АССР), а также подрыв ее безопасности,
разжигание расовой, национальной и религиозной вражды, ограничение
прав и свобод человека и гражданина. В Конституции закрепляется и
гарантируется для реализации политическими партиями, общественными
организациями и движениями своих уставных задач только
демократический путь как фундаментальный принцип организации
гражданского общества и государства в рамках законности и
правопорядка.
В Конституции провозглашается и обеспечивается принцип
гласности, демократическая организация и деятельность средств
массовой информации; гарантируется свобода слова, печати, право на
допуск и получение необходимой информации. Кроме конституционных
положений, статус, организация и функционирование в обществе
средств массовой информации регулируется соответствующими Законами
Украины и Крыма, общепризнанными нормами международного права,
Законами Союза ССР.
Раздел IV.
Государственное устройство Крымской Республики
Конституция закрепляет демократическое правление в
государстве, основанное на воле народа, выражаемой в ходе
свободных и справедливых выборов. Полновластие народа как
основополагающий принцип государственного устройства Республики
Крым (Крымской АССР) обуславливает все иные принципы организации и
деятельности органов государства, в том числе: принцип разделения
государственной власти на законодательную, исполнительную и
судебную; независимости и взаимодействия государственной власти и
местного самоуправления; законности и ответственности; учета
общественного мнения в деятельности государственных органов и
должностных лиц, в том числе в процессе подготовки и принятия ими
важных государственных решений; верховенства Законов и прежде
всего Конституций Украины, Союза ССР и Республики Крым (Крымской
АССР); определяющей роли представительных органов государственной
власти и другие, которые сформулированы в Конституции Республики
(принципы избирательной системы, формирования Правительства,
судебной системы и т.д.)
В этом же разделе Конституции, исходя из принципа разделения
властей, подробно изложены положения о законодательной власти в
Республике Крым (Крымской АССР), которую осуществляет Верховный
Совет как единственный в государстве представительный орган
государственной власти, который в соответствии с Конституцией
Республики издает Законы и осуществляет парламентский контроль за
исполнительной властью, выступает от имени всего народа (или всех
народов) Крыма. Вместе с тем, здесь же закрепляется положение о
том, что в предусмотренных случаях Законы, а также иные важнейшие
государственные решения, принимаются в порядке референдума
(всенародным голосованием).
Верховный Совет Республики Крым (Крымской АССР) является
однопалатным постоянно действующим высшим представительным органом
государственной власти, осуществляющим законодательные и
контрольные функции (полномочия).
Верхоный Совет избирается непосредственно гражданами
Республики Крым (Крымской АССР), достигшими 18 лет, на основе
всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном
голосовании сроком на пять лет.
На время исполнения депутатских полномочий и работы в
Верховном Совете, а также в избирательных округах народные
депутаты Республики Крым (Крымской АССР) освобождаются от всей
иной деятельности или работы.
В Конституции определяются организационно-правовые формы
работы Верховного Совета, его полномочия и функции. Верховный
Совет Республики непосредственно осуществляет следующие
полномочия: избрание Председателя Верховного Совета и его
заместителя (заместителей); формирование Правительства (Совета
Министров), Конституционного, Верховного и Арбитражного Суда;
принятие, изменение и дополнение Конституции и Конституционных
Законов; утверждение важнейших программ экономического,
социального и национально-культурного развития Республики; вопросы
бюджета и финансов, осуществление контроля за их исполнением;
принятие решения о проведении на территории Республики
референдума; толкование Законов, а также все иные полномочия,
установленные Договором о Союзе Суверенных Государств,
Конституциями и Законами Республик Украины и Крыма.
Деятельность Верховного Совета и народных депутатов
Республики Крым (Крымской АССР) определяется Конституцией,
Регламентом Верховного Совета и Законами Республики.
В Конституции устанавливаются полномочия Председателя
Верховного Совета как главы государства Республики Крым (Крымской
АССР) и Парламента (Верховного Совета).
Председатель Верховного Совета как глава государства
представляет Республику Крым (Крымскую АССР) в отношениях с
другими государствами-участниками (членами) Союзного Договора;
заключает и подписывает от имени Республики договоры и соглашения
с другими государствами, в том числе иностранными; представляет на
утверждение Верховного Совета Республики кандидатуру на пост
Председателя Совета Министров; представляет для избрания Верховным
Советом Республики кандидатуры: на пост Председателя Верховного
Суда Республики Крым (Крымской АССР), Председателя
Конституционного Суда Республики Крым (Крымской АССР),
Председателя Арбитражного Суда Республики Крым (Крымской АССР),
Уполномоченного Верховного Совета Республики Крым (Крымской АССР)
по правам человека. Как глава государства Председатель Верховного
Совета Республики Крым (Крымской АССР) осуществляет также и другие
полномочия, предусмотренные Конституцией и Законами Республики.
Председатель Верховного Совета Республики Крым (Крымской
АССР) руководит деятельностью законодательной власти Республики;
координирует работу народных депутатов в Постоянных комиссиях
Верховного Совета, обеспечивает регулярное проведение его сессий,
своевременный их созыв; организует и возглавляет работу Президиума
Верховного Совета Республики.
Председатель Верховного Совета Республики Крым (Крымской
АССР) обладает правом законодательной инициативы; в соответствии с
Конституцией и Законами Республики издает Указы и принимает
распоряжения.
В разделе сформулированы положения о Президиуме Верховного
Совета Республики, возглавляемом Председателем Верховного Совета.
В состав Президиума входят заместители Председателя Верховного
Совета, руководители (председатели) Постоянных комиссий Верховного
Совета.
Президиум является коллегиальным,
организационно-распорядительным органом Верховного Совета,
осуществляющим конституционные полномочия по обеспечению
реализации Законов и других решений Верховного Совета, а также
контроль за соблюдением Конституции и Законов Республики Крым
(Крымской АССР).
В период между сессиями Верховного Совета Республики Крым
(Крымской АССР) Президиум Верховного Совета осуществляет функции
высшего органа государственной власти в Республике.
В Конституции определяется статус Совета
Министров - Правительства Республики Крым (Крымской АССР) как
высшего органа исполнительной государственной власти,
организующего исполнение Конституции, Законов и других решений
Верховного Совета, его Председателя и Президиума по вопросам
политического, экономического и социально-культурного
строительства на территории Крыма. Здесь же закрепляются
полномочия и пределы их осуществления Правительством в организации
экономики, экологической безопасности, предпринимательской
деятельности, мер по социальной защите граждан, оказанию им
соответствующей материальной и иной помощи; в пределах компетенции
Республики Правительство самостоятельно осуществляет организацию
внешнеэкономической деятельности; в соответствии с Законами
Республик Украины и Крыма создает льготные условия для субъектов
внешнеэкономической деятельности Республики Крым (Крымской АССР) и
субъектов иностранных государств, а также осуществляет другие
полномочия в этой сфере. Правительство подотчетно и ответственно
перед Верховным Советом Республики Крым (Крымской АССР).
Полномочия Правительства определяются Конституционным Законом
Республики Крым (Крымской АССР) о Совете Министров.
В данном разделе содержатся положения, определяющие статус и
полномочия местных органов исполнительной государственной власти,
их ответственность перед представительными органами власти, а
также Правительством Республики Крым (Крымской АССР) и
соответствующими центральными органами государственного
управления.
Конституция определяет систему и формы организации местного
самоуправления, в том числе территориального, общественного и др.,
место в них представительных органов государственной власти,
взаимодействие их в реализации Законов и других правовых актов,
принятых в Республике, по обеспечению мер экономического и
социально-культурного развития соответствующих районов (мест) -
заповедников и иных особых экономических и природно-географических
зон, - гарантий прав человека и гражданина.
В Конституции определяется порядок формирования и организации
судебной власти в Республике Крым (Крымской АССР): избрание
Верховным Советом Председателя, его заместителей и членов
Верховного Суда Республики, Председателей судебных коллегий по
гражданским и уголовным делам, их заместителей; избрание судей
районных, городских, районных в городах судов (народных судов), их
председателей и заместителей; избрание Конституционного Суда в
составе Председателя, заместителя и членов Суда, осуществляющего
полномочия по соблюдению и исполнению Конституции Республики Крым
(Крымской АССР), надзор за соответствием Законов, иных юридических
актов Конституции; защиты конституционных прав и свобод граждан.
В Конституции закрепляются положения о порядке формирования,
статусе и полномочиях Арбитражного Суда Республики Крым (Крымской
АССР), призванного разрешать в соответствии с Законами
хозяйственные вопросы между организациями (предприятиями,
кооперативами и др.), выступающими субъектами хозяйственных
правоотношений.
В этом же разделе содержатся положения о Прокуроре Республики
Крым (Крымской АССР), который по представлению Генерального
прокурора Украинской ССР назначается Верховным Советом Республики
Крым (Крымской АССР) и в соответствии с Конституцией и Законами
Украины с подчиненными ему прокурорами районов и городов
осуществляет высший надзор за соблюдением законности
государственными и общественными органами, предприятиями и
учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности,
должностными лицами и гражданами на территории Республики Крым
(Крымской АССР).
Конституция закрепляет принцип независимости судебной власти
и подчинения ее только Закону, а также избрание членов
Конституционного Суда, Верховного Суда, Арбитражного Суда
Республики, судей районных народных судов сроком на 10 лет, что
определяется соответствующими Законами Республики Украины. Принцип
независимости и подчинения только Законам государства как
важнейшее конституционное начало гарантируется и распространяется
на организацию и деятельность всех правоохранительных органов
Республики Крым (Крымской АССР).
Раздел V.
Обеспечение конституционного строя
Крымской Республики
В Конституции закрепляются положения о стабильности
существующего конституционного строя Республики Крым (Крымской
АССР), о возможности его изменения исключительно только на основе
и в рамках Конституции и Законов государства. Целостность
государственных и общественно-политических институтов демократии,
незыблемость границ государства на территории Крыма обеспечивается
также государственным суверенитетом Украины, в состав которой
входит Республика Крым (Крымская АССР).
Конституция определяет как основную обязанность
государственных органов, общественных объединений и движений,
должностных лиц и граждан всемерно заботиться об укреплении
конституционного строя Республики - важного условия законности и
правопорядка, гарантий осуществления прав и свобод человека и
гражданина.
В этом разделе сформулированы положения, установленные
Договором о Союзе Суверенных Государств и Конституцией Союза, об
обеспечении государственной безопасности на территории Республики
Крым (Крымской АССР).
Раздел VI.
Порядок принятия, внесения изменений и дополнений
в Конституцию Республики Крым (Крымской АССР)
В данном разделе отражается наиболее целесообразный и
демократический порядок решения вопросов, связанных с принятием и
внесением изменений и дополнений в Конституцию Республики Крым
(Крымской АССР).
По решению Верховного Совета Республики Крым (Крымской АССР)
проект Конституции выносится на всенародное обсуждение. После
подведения итогов всенародного обсуждения и заключения
Конституционной комиссии об одобрении положений проекта
Конституции гражданами Республики Крым (Крымской АССР) Президиум
Верховного Совета Республики вносит проект Конституции на
рассмотрение Верховного Совета Республики Крым (Крымской АССР).
Верховный Совет Республики Крым (Крымской АССР) принимает
Конституцию (и Конституционные Законы) не менее чем % голосов от
общего числа народных депутатов Верховного Совета Республики.
Решение вопроса о названии государства принимается на
референдуме всенародным голосованием.
Момент вступления Конституции в силу определяется
Конституционным Законом Республики Крым (Крымской АССР) о порядке
введения в действие Конституции Республики Крым (Крымской АССР).
В Конституцию Республики могут вноситься те или иные
дополнения и изменения.
Используя право законодательной инициативы, такие предложения
на рассмотрение Верховного Совета могут представить 1/3 народных
депутатов избранного состава Верховного Совета Республики, либо в
порядке народной инициативы, оформленной в соответствии с Законом
и поддержанной не менее чем 800 тыс. граждан, постоянно
проживающих в Крыму.
Само же решение о внесении изменений или дополнений в
Конституцию принимается 3/4 голосов от общего числа народных
депутатов Республики Крым (Крымской АССР); 3/4 голосов граждан,
принявших участие по данным вопросам в референдуме.
Такой порядок предусматривается для того, чтобы обеспечить
стабильность Конституции как Основного Закона Республики Крым
(Крымской АССР), предотвратить поспешность и необоснованность
внесения в нее изменений и т.п. Это, несомненно, укрепляет
авторитет Конституции, ответственное отношение к ее положениям со
стороны должностных лиц, граждан, представителей общественных
объединений и др.



вверх